Новгородские иконы

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Большое собрание древнерусских икон, которые находятся и в Третьяковской галерее в Москве и в собрании икон Кремлевского Успенского собора, поступило из Новгорода.

С чем связано то, что в Новгороде сохранилось действительно очень большое количество икон, написанных на дереве? Наверное, только с тем, что это был город, не подвергшийся монгольскому разорению, поэтому здесь древние иконы имели возможность выжить. Наверное, их врагами были только время, жестокости кризиса, пожары, но все-таки это было не так страшно, как разорение города захватчиками.

Вообще, новгородская иконопись, и византийская, и позднее написанная уже русскими, учениками первых византийских мастеров, связана со строительством в Новгороде в середине XI века храма Святой Софии. Предполагают, что его строила та же команда, что строила и Софию Киевскую. Однако, в связи с удаленностью от Константинополя, Византии, привозить сюда материалы для мозаик, столь любимых византийцами, было невозможно. Поэтому София Новгородская была изначально украшена фресками и иконами. Именно некоторые иконы из Святой Софии середины XI века, слава Богу, дошли до нас и сохранились.

Причем, хотя иконы писали на месте греческие мастера, они сразу заложили традицию, которой не было в самой Византии. Они писали очень большие иконы. В Византии на дереве больших икон не писали, потому что монументальные произведения живописи были связаны с мозаиками и фресками. Но здесь у них просто не было такой возможности.

От этого первого, древнего украшения иконами Софийского собора в Новгороде до нас дошло две иконы: Спас Златая риза и изображение апостолов Петра и Павла. Первая находится в Успенском соборе Московского Кремля, вторая – на своей родине, в Новгородском музее.

Сохранность иконы Спас Златая риза, конечно, очень плохая. Фактически о том, что это икона середины XI века говорит только факт изучения ее искусствоведами и нахождение слоев краски, которые относятся к этому времени. В целом это живопись XVII века, но учитывая, что иконописцы-поновители старались воспроизвести точную копию того, что было сделано раньше, по этой иконе мы можем предположить, как она в принципе выглядела.

Вторая гигантская икона апостолов Павла и Петра сохранилась гораздо лучше (кстати, сохранился и ее древний оклад), и мы можем представить, как она выглядела в те времена, когда первые новгородские христиане входили в стены этого нового Софийского собора.

Так же предполагают, что из Новгорода к нам пришла двусторонняя икона в аскетическом стиле времен Македонской византийской династии IX – первой половины XI века, то есть это икона очень древняя. Это икона Богоматерь Одигитрия, Путеводительница. Это была выносная икона. Древняя Русь не знала знамен, а древнерусское войско, выходя в поход, в качестве знамени несла выносную икону, у которой было изображение на лицевой и оборотной стороне. Как раз Одигитрия – Богоматерь Путеводительница, Которая, показывая на Младенца Христа, как бы указывает христианам путь: к чему они должны стремиться, в рамках какого учения воспитывать себя.

Сохранилась икона очень плохо, но сохранилось ее поновление XIV века, что для иконописи очень древний период. Напомню, что XIV век – это расцвет русской иконописи, поэтому уже хорошо, что это дошло до нас. Оборотная сторона этой иконы представляет святого Георгия, который хорошо сохранился именно в своей первоначальной живописи середины XI века и тем самым является очень важным и древним памятником византийского и древнерусского искусства. Я сказала, что эта икона принесена из Новгорода, но, вообще-то, есть версия, что она попала в московский Успенский собор из Киева, то есть среди искусствоведов идет спор.

Следующий этап развития новгородской иконописи – это уже XII век и связан с Георгиевским собором Юрьева монастыря. Отсюда произошла знаменитая икона, изводы которой будут регулярно писаться на Руси, это икона «Устюжское Благовещение». Название происходит от того, что в Москву она попала именно из Устюга, а не из собора, для которого была написана.

На этой иконе есть моменты, характерные для такого типа икон: Сама Мария стоит и слушает сообщение, которое Ей принес Архангел Гавриил, а сверху на Нее падает луч, изображая схождение Святого Духа, и на самой груди Марии в круге, медальоне появляется изображение Христа – как бы олицетворение непорочного зачатия. А наверху, откуда исходит луч, изображение Христа или одновременно Бога Отца – это Ветхий денми: изображение Бога в образе старца с белыми волосами. И восходит это изображение не к Новому Завету, а к Ветхому. Как выглядит Бог, не знает никто. Но некоторым из пророков он являлся в каких-то образах, которые мог изобразить христианский художник. Есть видение пророка Даниила, в котором он видел Бога именно в образе энергичного, полного сил старца, одежды которого были белы и светились неземным светом, и волосы его были как белая волна, и летел он в огненном шаре (шар или овал – символ Вселенной). И поддерживали его в этом полете ангелы высшего статуса – престолы и силы, которые изображались так же в соответствии с тем, как их описал Даниил: огненные колеса с глазами и крыльями. На иконах типа Иисус в силах мы видим ангелов как раз такими. И здесь как раз присутствует этот ветхий, предысторический Бог Христос и Бог Отец – святой Спас денми.

Если говорить еще о новгородских иконах, то надо остановиться на очень известной и любимой иконе, которая потом тоже копировалась изводами на Руси. Это двусторонняя икона примерно 1191 года написания Спас Нерукотворный. Спас находится на главной стороне и изображен в аскетическом, символическом смысле. А на другой стороне иконы, где очень хорошо сохранилась живопись XII века, в совершенной другой манере, стиле «комниновского маньеризма», то есть с изображением движения, порывов, бликов, находятся ангелы, поклоняющиеся Кресту. Поэтому икона с двух сторон представляет большой интерес, как почитается верующими, так и изучается и вызывает восхищение искусствоведов.

Если коротко обозначить другие знаменитые домонгольские иконы, пришедшие из Новгорода, то это «Ангел Златые власы» – изображение Иисуса Христа, но в образе ангела и в очень необычной для византийцев техники, что, скорее всего, говорит о том, что эту икону написали на Руси: золотые волоса сделаны из сусального золота, откуда, собственно, и происходит название иконы. И икона святителя Николая, находящаяся в Третьяковской галерее, которая, с одной стороны, является одной из самых византийских икон, и в то же время написанной русским человеком с уже отходом от византийских традиций. То есть мастер копировал аскетические образцы византийской живописи, но при этом придал и какие-то характерные черты, которые дальше пойдут в собственно новгородскую иконографию – это преувеличенно большой лоб и красные морщины, избороздившие впалые щеки и все лицо святого.