Искусство раннего Средневековья

Ирина Языкова, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Средние века – это преимущественно религиозная культура. Собственно говоря, светского в ней почти ничего не было. Можно сказать, была народная культура, бытовая культура, но все равно жизнь Средних веков вся пронизана религиозными представлениями, не только представлениями о жизни и смерти, о Церкви или какими-то догматическими представлениями, но и сам быт был пронизан религией. Поэтому все искусство Средних веков религиозно.

Интересно, что его эволюция тоже связана с эволюцией веры. Мы уже говорили, что икона формируется в тот период, когда формируется догматика. Иконография, гимнография, литургика – это все тот комплекс, который формируется примерно в одно и то же время. И с изменениями представление о каких-то вещах или с открытием чего-то нового, мы видим открытия и в области искусства.

Например, если говорить об иконе, то первые иконы – синайские – написаны в том античном натурализме, как это было принято в позднеантичную эпоху. Мы видим почти трехмерное изображение, прямую перспективу, довольно корпусное изображение, яркие краски и так далее, повторю, что это была техника энкаустики. Точно так же, как писались позднеантичные портреты. Но эволюционирует христианская мысль, под воздействием святоотеческой мысли эволюционирует понимание сущности человека, его природы и так далее, и мы видим, что техника иконы меняется. Вместо восковых красок, дающих такую корпусную живопись, появляется техника темперы – это натуральные краски, размешанные на яичной эмульсии, которая дает возможность сделать более тонкий и прозрачный красочный слой, показать духовность человека. Уходит перспектива, появляется плоскостность, вернее, так называемая обратная перспектива, которая развивается не вглубь иконы, а на человека. То есть это перспектива общения, которое развивается между молящимся и образом.

В постиконоборческую эпоху, когда бурная борьба за то, какой быть иконе, быть ли ей, нужны ли иконы в церкви, прошла, мы видим совершенно новый образ. Он наполнен тем же догматическим содержанием, но, поскольку богословие развивалось, например, образ классической византийской иконы сильно отличается от первых синайских икон. Потому что мы видим образы, где фронтальное изображение, прозрачность цвета, нет никакой светотени, а свет исходит как бы изнутри. Где самое главное на лике – это глаза. Где четкая выверенность символики цвета и четкость жестов. Икона превращается в знаковую структуру, в которой каждый элемент пронизан символизмом. Тот самый символизм, который формировался в недрах катакомб, сейчас превратился в удивительную, изящную, сложную систему символов. Они даже не сразу считываются, но при этом раскрывают весь догматический смысл, например, образа Христа.

Христос изображается в одеждах красно-синего цвета, потому что в Нем соединяются две природы: человеческая и Божественная. У Него нимб, и в нимбе крест, потому что Христос приходит из вечности для того, чтоб принести искупление, которое совершается на кресте. Он всегда изображается с благословляющим жестом, потому что в античности это ораторский жест и Христос есть Слово, Которое приходит в этот мир. Но этот жест превращается и в благословение, потому что Спаситель приносит благословение от Отца. И Христос всегда изображается с Евангелием, которое есть учение Самого Христа, и Книга Жизни, в которую вписан каждый из нас. Она может быть открыта или закрыта, но это удивительно емкий символ, который тоже всегда присутствует на иконе.

Если ранние иконы не всегда подписаны, то постиконоборческие иконы всегда подписываются, потому что в иконе Христа ли, Богородицы, святых соединяет всегда слово и образ, имя и образ. Собственно говоря, в древности даже не было традиции освящать иконы: само написание на иконе имени уже освящало образ. И если на иконе написано «Иисус Христос», значит в ней действительно присутствует энергия Самого Господа. Если написано Богородица, значит, через эту икону мы имеем связь с Богородицей. Если на иконе имя святого, значит, она дает нам возможность общения со святым. Это не магия, не идолопоклонство, но та связь веры и искусства, художественного и богословского, слова и его внутренней энергии, которая сформулирована в иконе как произведении искусства.

Для средневекового искусства икона есть высшее выражение веры и высшее выражение искусства