Политеизм и монотеизм древних евреев

Евгения Смагина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Все мы знаем, разумеется, что при редакции библейских книг старательно вычищались и подчищались всякие следы древних политеистических воззрений, всякие следы древнего многобожия. Вообще к политеизму, кстати говоря, и к мистике, учению о потустороннем, ветхозаветные авторы относятся с большой осторожностью.

Хотя бы можно сравнить, скажем лаконичный сухой рассказ о космогонии – о сотворении мира и людей, с пышными подробными пространными космогоническими текстами других народов. Мы увидим, с какой большой опаской они обходились с учениями о потустороннем. Очень мало по сравнению с другими, даже с позднейшими, кстати говоря, книгами, скажем межзаветного периода, очень мало ангелологии, демонологии. О строении мира очень мало сказано. Даже, скажем, в Восьмой книге притчей Соломоновых, где Премудрость рассказывает, как она помогала Господу сотворить мир, больше об этом сказано и больше подробностей, чем в самом рассказе о сотворении мира в Книге Бытия. Очень мало говорится о загробном существовании, ну есть какой-то Шиол – преисподняя, есть какие-то Рафаимы – духи мертвых, духи умерших. Кстати, существовал запрет на некромантию, существовал запрет на вызывание духов умерших, на разговоры с ним. Не случайно, когда, если помните в Книге Царств, Саул решил вызвать тень пророка Самуила, он нашел женщину колдунью, вызывающую духов, но, когда она обнаружила, что к ней Саул пришел, она очень испугалась, ему пришлось ее успокаивать, что ничего с ней за это не будет.

Кстати говоря, к вопросу о загробном существовании и о том, куда девается душа после смерти, хотя и сказано в поздних книгах, что тело возвращается в прах, откуда и взято, а душа возвращается к Богу, откуда она пришла. Но тем не менее, так мало об этом сказано, что уже в I веке саддукеи и фарисеи могли иметь прямо противоположное мнение о бессмертии души и ни те, ни другие еретиками себя не считали и таковыми не были. Только во второй части Книги Даниила, а это самая поздняя из ветхозаветных книг канонических – это уже II век до нашей эры, сказано о воскрешении и о том, что одни воскреснут для вечной гибели, а другие для вечной жизни.

Но все-таки некоторые представления, древние представления, восходящие к политеистической древности можно вычленить в Библии при анализе текста. Прежде всего монотеизм установился как через монолатрию, то есть через учение о поклонении одному Богу. Не случайно первая заповедь гласит: «Я – твой Бог и не будет у тебя других богов, кроме Меня». Не «нет других богов», а «не будет у тебя», то есть возможно, они как все древневосточные люди, считали, что богов много, но поклоняться и служить избранному народу следует только одному Богу. Например, время от времени появляются такие речения, что Господь говорит: «Богов египетских я сокрушу», – я одержу победу над такими-то богами. То есть, предполагается, что это нечто реально существующее.

В библейской экзегезе, скажем, иудаизма, есть даже такие теории, что эти языческие божества произошли от падших ангелов и нечто подобное. Одним словом, что политеизм вторичен. Многие обряды и обычаи евреев носят общий древневосточный характер, даже такой обряд, как обрезание, практиковался не только у евреев. Известно, что у египтян было обрезание, у других народов было что-то вроде этого, кстати, у некоторых арабских племен практикуется обрезание перед свадьбой. Это тоже конечно нечто вроде жертвы, когда крайняя плоть посвящается Божеству. Многие запреты, например, такой запрет, как стричь бороду и как сказано: «края волос». Сейчас это понимают, как запрет стричь волосы на висках и поэтому обычно вы знаете, что у религиозных евреев на висках длинные локоны. Возможно – это тоже желание отмежеваться от соседних народов, которые посвящали состриженные бороду и волосы своим божествам.

Скажем, запрет, делать надрезы на теле, то есть запрет на татуировки. Татуировки тоже имели ритуальный характер. Кстати говоря, «не сотвори себе кумира» – не сотвори изображение, собственно говоря, это означало, что? Что не следует творить изображений божеств прежде всего, разумеется самого единого Бога, которого неизвестно, как изображать, но и других божеств не положено. Так-то вообще запрет на изображения время от времени появлялся вообще, но, например, в эллинистическое время, были даже синагоги с росписями, мозаиками, витражами, бывало даже, что изображались и языческие божества, например, Гелиос, или Селена со знаками зодиака. Правда в синагогах они изображаются на полу – это не бог весть какое почетное место, как вы понимаете, пол, даже и в молитвенном доме, но все-таки изображались, а не полагалось делать изображений ритуальных. Впрочем, нужно оговориться, что в древнем мире редко делали изображения просто так, большей частью – это действительно были талисманы, амулеты, изображение божеств, или духов, или обереги. Так что это тоже восходит к желанию отмежеваться от политеизма – запрет на изображение.

Впрочем, например, как известно, изображения крылатых богов не были запретны и в некотором роде даже были священны. Интересный вопрос, что представляли из себя серафимы и херувимы, вообще херув на Древнем Востоке – это крылатый бык. Быки были олицетворением силы и мощи, были, как вы может быть знаете, божества, даже верховные, которых изображали в виде быка, а вот крылатый бык – это херув. Ну или крылатые львы, или грифоны. Кстати серафимы – сарав, собственно серафим и херувим – это множественное число. А серафимы – это возможно были крылатые змеи. Так что были некоторые представления, которые проявляются, выживают и в Библии.

Конечно обряды, сам облик священников, то есть, пожалуй, что, говоря о Ветхом завете, «коханим» нужно скорее переводить как жрецы, чем как священники, потому что они действительно служили в храме, приносили жертвы, как полагалось. Все это имеет общее ближневосточные корни и вот тем не менее некоторые обряды, ритуалы и обычаи, пожалуй, что сложились для того, чтобы отмежеваться от языческого окружения. Кстати говоря, например, такой вопрос, довольно щекотливый, как блуд и в частности однополый блуд. Дело в том, что проституция на Древнем Ближнем Востоке была храмовой, она была связана с культом плодородия, это все существовало не просто так. не случайно бывает, что блудница в Ветхом завете называется «кедеша», то есть «священная», «священно блудница». Если помните эпизод с жителями Содома, которые потребовали у Лота выдать своих гостей – ангелов, чтобы употребить их во время оргиастического обряда – это тоже не просто разврат, а разврат ритуальный. Может быть еще и поэтому был такой строгий запрет на однополую любовь, потому что это было сопряжено с языческими культами. И блуд – это был не просто блуд, но храмовый обряд.

Представление о ритуальной чистоте тоже, разумеется, обще ближневосточное. Кстати говоря, многообразные и развитые системы пищевых запретов, которая на протяжении истории все более усложнялась и дополнялась – это тоже не случайно. Вообще-то говоря, такие запреты существовали для жрецов, но в какой-то момент, об этом даже прямо сказано в Библии в Книге Исхода, народ Израиля должен был сделаться царством жрецов. И поэтому все эти пищевые и прочие запреты распространялись на весь народ.

В древние обычаи могли вкладывать самые разные содержания. Священническое облачение, кстати говоря, не случайно, стройматериалы для постройки храмов, то же самое кедровое дерево, камень, привозили из финикийского города Тира, и возможно, материалы и камни для священнического облачения, первосвященнического, тоже привозились оттуда. Но надо отметить, что изображения на храмовом убранстве, на храмовых орудиях, на священническом облачении, были главным образом растительные. И кстати на 12 камнях, украшавших облачение первосвященника, были вырезаны имена 12 племен Израиля, то есть имена родоначальников этих 12 племен.

Жреческая каста, которая выделяется из общего населения – это тоже общий ближневосточный обычай, общее явление ближневосточной культурной истории верований. Жрецы, левиты, как особая каста, действительно даже и по происхождению – это были потомки племени Левия. Особое сословие составляли, между прочим, храмовые певцы, музыканты и так далее. Храмовые служители очень строго подразделялись на различные разряды и касты и у них были свои строго определенные обязанности и права.