Пути искусства Востока и Запада после разделения

Ирина Языкова, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

мы можем сказать, что первое тысячелетие христианского искусства обозначило такую интересную эпоху, когда иконография была тем единственным языком, который связывал всю христианскую ойкумену, можно сказать, от Испании до Грузии. Языки были разные: латиняне, греки, сирийцы не всегда понимали друг друга. Особенно это видно по тому, как переводились документы Вселенских Соборов на разные языки: возникали непонимания, потом что языки были не понятны.

А вот изобразительный язык был понятен. И мы видим: романская Испания или фрески Грузии, искусство Константинополя или искусство Балкан, домонгольское искусство Руси – они все объединены единым пониманием иконографии, единым пониманием иконы, смысла изображения, который не нужно переводить на другие языки. Таково было искусство первого тысячелетия христианской эры.

Потом дороги начинали расходиться, и уже начиная с XIII века Запад и Восток формируют свои, совершенно разные изобразительные системы, которые, впрочем, отражают и богословскую разницу. Потому что догматическое развитие на Востоке прекратилось на Седьмом Вселенском Соборе, который, кстати, утвердил догмат об иконопочитании, что не случайно. А на Западе догматическое движение продолжалось, и это тоже повлияло на искусство. И разница второго тысячелетия христианства между Востоком и Западом объясняется разницей именно богословской, догматической.

Вернемся в первое тысячелетие, где тоже есть много интересного. А интересно здесь то, что искусство отражает еще и отношение к античности, потому что на Востоке новое христианское искусство, сформированное в катакомбах, прорастало, как зерно, сквозь античную культуру и постепенно ее ассимилировало, замещало.

На Западе произошло иначе. Там, как мы знаем, варвары разрушили античную культуру, и наступила так называемая эпоха темных веков. А потом осевшие, ассимилировавшиеся, принявшие христианство варвары вдруг стали возрождать эту античность. Христианство на Востоке заканчивается разрушением Константинополя на самой вершине своего развития. Великое искусство Византии, достигшее в XV веке небывалых вершин, просто погибает под обломками империи, которая уже не могла выдержать турецкое завоевание. А на Западе наоборот, средние века заканчиваются эпохой Возрождения. Возрождения чего? Возрождения античности. По крайней мере гуманисты считали, что они возрождают античность. Поэтому искусство тоже следует этому движению к античности. И после очень примитивных варварских изображений VIVIII веков уже Каролинги создали более или менее свой вариант общей иконографии. Потом было романское искусство, потом готика, и затем искусство достигло своей вершины в эпоху Возрождения.

То есть это два разнонаправленных потока. Они тоже связаны с тем, что формы искусства, живописи формируются мировоззрением религиозным. Икона, мозаика, фреска в Византии и восточнохристианских странах, тех, которые мы называем православными, развиваются по принципу, заложенному в предыконоборческую эпоху, который отшлифовался в иконоборческий период и достиг вершины в Византии. Этот византийский вариант имеет свои «диалекты» в Сербии, Македонии, древнерусской иконе, Грузии, отчасти даже в романском искусстве. Но потом именно развитие религиозных идей на Западе романскую форму, которая, хотя и варварская, но по иконографии, содержанию такая же византийская, начинает формировать в сторону античной пластики.

Даже отказ Византии от скульптуры в пользу живописи, плоской изобразительности, тоже объясняется именно религиозными соображениями. Во-первых, для ранней Византии статуя была идолом, поэтому от нее отказались, оставив только рельеф. К тому же наш трехмерный мир никак не отражает те представления о многомерности Царства Небесного, который, собственно, и должна изображать икона, и вообще религиозное искусство. Поэтому на Востоке отказались от скульптуры, и торжествует именно живопись в разных ее системах: икона, фреска, мозаика. Особенно любили византийцы мозаику, поскольку она отражает представления о Небесном Иерусалиме. Небесный Иерусалим в книге Откровения Иоанна Богослова описан как город, сложенный из драгоценных камней, чистого золота и прозрачного стекла – это практически описание мозаики. Поэтому византийские храмы часто украшали мозаиками.

А на Западе торжествует скульптура, потому что она дает телесное представление о страстях Христовых, о человеке, его стоянии перед Богом, и, наоборот, уходит живопись. Она заменяется скульптурой, витражом. Еще в романике есть фреска, а уже в готике витраж, и это тоже представления религиозные, представления очень важные, которые формируют совершенно другой образ искусства.

Так накапливается разница Востока и Запада, которая уже к эпохе возрождения развитой античности и эпохе Возрождения на Западе становится абсолютно явной.