Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь
Обращение – это древнейшая парадигма духовной жизни, духовного пути. Она была отлично известна в дохристианских культурах и связывалась с идеей жизни, как странствия, жизни, как прохождения человеком пути. Предполагалось, что человек покидает родной дом, здесь разумеется и символические, метафорические смыслы имелись в виду. Странствие его ума, странствие сознания человека. Человек покидает исходное свое обиталище – дом родной. Затем с ним развертываются всевозможнейшие приключения, он приобретает опыт и затем, что очень существенно, предполагается, что он в конце концов возвращается-таки вновь к себе, возвращается в дом родной.
По самому знаменитому образцу такого странствия оно часто называется «Одиссея» и говорят об Одиссее духа, Одиссее сознания. В философии неоплатоников этот образ странствия с возвращением получил очень богатую философскую разработку со своим концептуальным аппаратом, которая оказала огромное влияние на всю дальнейшую европейскую мысль. От этого происходили большие сложности, понятийный аппарат происходил от неоплатоников, отнюдь не из христианства, но он волей-неволей применялся к христианскому опыту. Отсюда возникали многие сложности для христианской мысли. Прежде всего надо было осознать коренное отличие, в этих античных странствиях духа обращение мыслилось, как возвращение, как Одиссей вернулся на Итаку, но христианский опыт отверг такое понимание обращения. Опять классический пример с апостолом Павлом, мы понимаем, что произошедшее с ним обращение абсолютно не было возвращением в дом родной. Наоборот, в христианстве это духовное решение, странствие, понималось, как устремление, вовсе не с возвращением в исходную точку, а устремление к Богу, к чему-то совершенно иному, чего человек в начале не может просто себе представлять. Он не знает, что это за божественная реальность, но он знает, что он туда устремляется, вот это самое существенное. Как мы уже говорили, он себя решает перевести в строй богоустремленности. Вот это обращение.
Затем следует сама перемена ума. Человек решил уже прежде, на стадии обращения, а здесь он реально входит в иное пространство, в иную реальность, совершается метанойя – перемена ума. И затем он оказывается в завратном мире, в другом мире, в мире в нашем случае уже христианского опыта. И человек видит, что первейшая его задача в христианском опыте – это обеспечить резкое отталкивание, предельное отдаление, радикальный разрыв с тем миром, который он покинул. Дело в том, что человек еще, как я сказал, не представляет, а что же такое божественная реальность, но он очень понимает, что она отделена радикальным разрывом от обычного мирского бытия. Что бытие Бога – это вовсе не тот способ бытия, который здесь мы в земной жизни воплощаем. Поэтому нужно суметь изменить сам способ своего бытия, а для этого необходимо резко оттолкнуться, оборвать все связи с прежним способом бытия.