Сословный строй ранней Византии

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Все население ранневизантийской империи делилось на две неравные категории: первая – это благородные, или почтенные, граждане, и вторая – это подлые, или низкие, граждане. Внутри этих категорий и находились основные сословия ранневизантийского общества.

Наиболее почетным, привилегированным, высшим сословием – было сенаторское сословие. Сенаторская знать ранневизантийской империи формировалась, по сути, по имущественному цензу. В нее в IVV веках входят крупнейшие землевладельцы империи. Кроме того, сенатором можно было стать, пройдя государственную службу и отслужив несколько лет на высших должностях армейской машины либо государственной бюрократии.

Звание сенатора передавалось по наследству и давало его носителю огромные привилегии. Во-первых, он был освобожден почти от всех налогов и повинностей. Существовал лишь небольшой поземельный налог, размеры которого слабо соответствовали колоссальным доходом сенаторской знати. Сенаторов было запрещено пытать. К сенаторам было запрещено применять телесные наказания и т.д. и т.п. Правда, в случае серьезной оппозиционности членов Сената эти запреты периодически нарушались.

Сам Сенат Константинополя как институт государственного управления в ранней Византии, скорее, играл формально-декоративную роль. По сути, он лишь утверждал уже изданные императором законы и провозглашал вступление на трон новых императоров, гораздо большее влияние на избрание которых имело, конечно же, войско, его придворные части.

Вторым высшим сословием ранневизантийской империи было сословие куриалов. Первоначально куриалы – это провинциальная знать, сконцентрированная в полисах. Из числа куриалов, выбираемых по имущественному цензу, набирались городские советы – курии, или буле. Эти курии занимались делами городского самоуправления, связывали город с центральной властью, поддерживали деятельность коммунальных служб. На членов курии, куриалов-декурионов, возлагалась ответственность собирать налоги с податной округи города, а также платить из своего кармана за организацию празднеств и за поддержание городских служб, например, пожарных бригад, за выплату жалования городским риторам и врачам.

К началу интересующего нас периода, то есть к началу IV столетия, сословие куриалов было весьма успешно. По сути, в восточных провинциях Римской империи они представляли собой настоящую элиту, однако, в ходе бюрократизации Римской империи их статус постепенно начинает меняться, связано это с постепенным размыванием самого сословия: в его верхушку входит константинопольский сенат или зачисляется христианский клир, или же становятся чиновниками. Таким образом численность местных сенатов – курий становится гораздо менее значительной и общее бремя повинностей распределяется на меньшее количество членов, которые имеют меньшие финансовые ресурсы. Для многих из них это становится разорительным. Из курий начинают просто бежать.

В VVI веках ранее почетное членство в курии становится тяжелой наследственной повинностью, от которой всеми способами пытаются уклониться. Например, при императоре Валентиниане I, как сообщает Аммиан Марцеллин, некоторые люди предпочитали самоубийство зачислению в ряды куриалов.

Еще одним фактором, обеспечившим падение куриального сословия, было масштабное перераспределение земельного имущества в ранневизантийской империи. Вплоть до начала IV столетия собственно курии и муниципии – города были обладателями огромных земельных владений. За счет доходов с этих земельных владений курии вполне могли отправлять повинности, обеспечивать поддержание коммунальных служб, поддерживать общественные здания и так далее.

При императоре Константине и его детях большая часть всех этих городских муниципальных земель отходит под контроль государственного фиска. То есть куриалы фактически утрачивают земельные владения, которыми они раньше по-хозяйски распоряжались, и их экономическая база значительно сужается.

Последним ударом, нанесенным сословиям, было выведение из-под их контроля сбора налогов с сельской общины города. Произошло это в конце V века, при императоре Анастасии. По сути, после этого курии превращаются в придаток бюрократической машины Восточной Римской империи, а городское самоуправление приходит в упадок.

Теперь о низших сословиях. Основная часть населения Восточной Римской империи – это плебеи, или же демос, выражаясь термином, более распространенным в грекоязычных регионах. Плебеи, с одной стороны, защищаались законом, но, с другой, несли всю тяжесть повинностей и выплачивали все налоги. Участие в политической жизни у плебеев было минимальное. По сути, былые права плебса Римской империи или Римской республики, или демоса в греческих полисах были полностью утрачены. Единственное, что могли делать плебеи для одобрения политики государственного чиновника и курии, – это приветствовать чиновников торжественными криками либо осуждать их хулой. Это было конституционное право плебейства.

Ниже плебеев на социальной лестнице ранневизантийской империи находились полузависимые крестьяне, так называемые колоны. Институт колонаты ведет свою историю еще с первых столетий существования Римской империи. Но тогда колон был просто арендатором чужой земли. Это могла быть земля частновладельческая либо земля государственная. На рубеже IIIIV столетий в интересах фиска, то есть бесперебойного поступления налогов в казну колоны оказываются, по сути, прикреплены к арендуемым ими участкам. Император Константин издает эдикт, согласно которому колоны, бежавшие со своих участков, насильно возвращаются в места своего проживания. С середины IV столетия колоны рабами земли. Положение у них странное: с одной стороны, они считаются римскими гражданами, но с другой, ограничены в праве передвижения.

В дальнейшем сообщество колонов также сегрегируется: происходит выделение так называемых свободных колонов, которые сохраняют все права гражданства и приписных колонов, или колонов – 00-07-56 ??отскрипциев??, которые становятся не рабами земли, но уже зависимы от хозяина этой земли, то есть прикрепляются к личности владельца земли. По сути, их положение уже похоже на положение сельскохозяйственных рабов. В VI веке в законодательстве Юстиниана дети этих приписных колонов открыто называются рабским отродьем.

И в самом низу социальной пирамиды Византийской империи находились рабы. Рабство никогда не было так распространено в восточных провинциях римской империи, как на западе. На востоке почти не было огромных латифундий, где трудились тысячи и десятки тысяч рабов. Вообще, в сельском хозяйстве преобладал труд свободного крестьянства либо же колонов. Тем не менее в VVI, да и позднее в VII веках рабы довольно активно участвуют в ремесленном производстве. Так на государственных фабриках, например, трудились рабы, у многих ремесленников были свои рабы, у торговцев были рабы, которые помогали им в лавке. Кроме того, сохранялся обычай обслуживания господского дома целым роем рабской прислуги. Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил, что теперь каждый бедняк имеет желать раба, потому что без раба-проводника на улице появиться просто неприлично. Выходы важных господ сопровождались целой процессией рабов, которые шли перед господином, после него, окружали господина, тем самым подтверждая его социальный статус.

Отношения к рабам в ранневизантийской империи было менее суровым, чем, собственно, в классической Римской империи. Раб считался уже не вещью, но человеком. Его нельзя было произвольно убивать. Кроме того, государство предоставляло рабам множество способов обрести свободу. Например, раб, раскрывший преступление или измену государству, автоматически обретал статус свободного, вне зависимости от желания своего господина. Раб, спасший девицу от похитителей, также становился свободным. Свободными становились и рабы, достигшие высших ступеней в христианском клире, вероятно, такие случаи были довольно редкими, но однако случались. Или же ушедшие в монастыри.

Отношение к рабам было разным, в общем-то, жителям Восточной Римской империи было не очень интересно качество жизни рабов. Тем не менее, к особо близким рабам аристократы сохраняли очень теплые чувства. Например, антиохийский ритор Либаний говорил, что крайняя бедность – это когда человек продает своего старого раба-педагога, который водил его в школу, или же рабыню-кормилицу. То есть этих рабов держали при себе, хотя никаких практических функций они уже не несли.