Совесть в аскетической литературе

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Обращаясь к представлениям о совести в святоотеческий период, интересно отдельно рассмотреть представления о совести отцов-аскетов, отцов, которые уходили в пустыню и вели очень строгий образ жизни: жили или отдельно, или в общежительных монастырях. С одной стороны, они развивали теоретические представления о совести, хотя их можно встретить не очень много, но гораздо подробнее они говорили о практических вопросах, связанных с жизнью совести, с тем, как она функционирует в человеке.

Если мы посмотрим на некоторые рекомендации о том, как должен жить человек, то увидим, что одной из важнейших для послушника является соблюдение собственной совести и соблюдение совести ближнего, это оказывается чрезвычайно важным. Начинающий послушник, который ничего не может, приходит к авве и говорит: «Авва, я не могу жертвовать, не могу работать, не могу молиться», перечисляет и перечисляет, и оказывается, что он вообще не может делать ничего из аскетических действий. И авва отвечает ему: «Тогда по крайней мере соблюди собственную совесть», то есть поступай так, как она тебе велит и, напротив, отвращайся от того, от чего она тебя останавливает. То есть соблюдение совести оказывается чрезвычайно важным.

Кроме того, очень важным оказывается соблюдение совести братиев, то есть не только сам живи по совести, но и веди себя так, чтобы не смутить ближних и не подать им повода ко греху. Более того, если какой-то монах, смущал братиев, которые подозревали его в неправоверии, должен был, например, анафематствовать еретиков, читать перед ними Символ веры или как-то исповедовать свою веру, чтобы их совесть не подозревала его. Если находился монах, который не хотел ничего делать, такого монаха должно было изгнать из монастыря. Почему? Потому что он погрешал против совести ближних, то есть погрешал не только против собственной совести, но еще и расслаблял окружающих, их представления о том, как должно себя вести, и игумен, заботясь о братии, должен был такого монаха изгнать. Интересно, что если этот монах не хотел уходить, продолжал ждать рядом с монастырем, и люди видели, что он погибает от голода или жажды, его должно было принять обратно, но постоянно при этом укорять: как совесть позволяет ему так вести себя?

Таким образом, аскетическая жизнь в первую очередь предполагает очень внимательное отношение к свидетельству собственной совести и тому, как твои поступки сказываются на совести ближнего, то есть на его представлениях о добре и зле. Более того, мы можем встретить много свидетельств о мучениях совести, о том, что совесть есть судья, важнейший критерий христианской жизни. Мы также встречаем, правда, не так много, но от этого эти свидетельства не перестают быть интересными, представления о мнительной совести или саму постановку этой проблемы.

Например, в «Лавсаике» есть рассказ об одном отшельнике, который приходит к Макарию Городскому и говорит, что сердце обличает его, потому что ему кажется, что он может строже относиться к себе: может больше молиться, еще больше жертвовать милостыни. И Макарий, когда слышит, сколько тот молится и сколько раздает денег, говорит ему, что сам он раздает меньше и молится меньше, и при этом сердце его не обличает. Возникает коллизия: один человек молится больше другого, и того, кто молится больше, совесть обличает, что он молится мало и должен молиться еще больше. Конечно, этот вопрос выходит за рамки только аскетической и только монашеской практики, потому что и сегодня человек может переживать, что он может помолиться в свободное время и может помолиться в другой раз, когда у него будет время, а потом, когда свободного времени у него не окажется, стане переживать, что сегодня он молился мало. Потому что, скажем, мог бы отодвинуть какие-то дела, о чем-то побеспокоиться в другой раз и все равно помолиться. Возникает такая проблема – где грань, где критерий твоего благочестия? Например, когда ты постишься, то не позволяешь себе каких-то видов пищи. А можешь ли ты поститься строже? Теоретически ты можешь сказать, что это возможно, и попробуешь строже, подумаешь, а, может быть, надо еще строже. А, может быть, прочитаешь рассказ об отшельнике, который вкушал только хлеб и воду, и попробуешь жить как он. Где эта граница? Если ответить, обобщая святоотеческий опыт, то, как напоминает преподобный Варсонофий в известных «Собеседованиях Варсонофия и Иоанна»: надо помнить слова Священного Писания «спасение во многом совете». Ты должен советоваться. В данном случае должен посоветоваться с духовником, старцем, если монах, пойти поговорить к своему авве, если мирянин, тоже должен поговорить с кем-то, кому доверяешь в духовном плане, чтобы он наставил тебя и указал именно на твой путь.

Ответ на этот вопрос можно заключить уже из общецерковной практики: Церковь специально вырабатывает некие средние нормы, для того чтобы человек не мучился, раздумывая, какую же норму ему выработать для себя, чтобы он мог принять эту общецерковную норму для некого исполнения. Человек, конечно, может молиться в большем объеме, чем правило, приведенное в молитвослове, но Церковь, в некотором смысле останавливая его, говорит, что есть некая средняя норма, можешь больше, молись больше, но если не можешь больше, пусть совесть не угрызает тебя, потому что есть некий средний уровень, который Церковь считает достаточным.

Действительно, проблема мнительной совести стоит достаточно остро даже сегодня и даже в приходской практике, но впервые об этом задумались и попробовали дать ответ на возникающие вопросы еще отцы-аскеты, которые тоже вырабатывали для себя норму благочестия.