Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
После того, как в XIV веке впервые Туринская плащаница была официально выставлена в поместье Джоффри де Шарни, далеко не сразу эту реликвия была признана в то время римским папой и вообще христианским обществом. Надо сказать, что к ней отнеслись с достаточно большой осторожностью, потому что было много вопросов – откуда она взялась, почему так поздно была открыта. И только после того, как она перемещается в Шенбери, становится собственностью блестящего дома герцогов Савойских и в принципе до 1980 годов она оставалась в руках этого дома герцогов Савойских. Только после этого постепенно, так как действительно образуется и паломничество. Очень многие люди, в том числе люди святые в рамках католической Церкви видят это чудо и один наиболее ярких примеров – это святой Карл Борромео. И постепенно среди христианского общества и особенно при папе Юлии II возникает особый интерес к этой реликвии.
И надо сказать, что в XVI веке благодаря многим чудесам и тому, что многие видели образ Спасителя на ней, эта святыня начинает потихоньку, пусть не явно, но признаваться. И папа Юлий II в принципе считал, объявил, что это истинные погребальные пелены Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Там же в XVI веке происходит пожар, который безусловно станет одной из отправных точек в исследованиях впоследствии, поставит очень много вопросов, когда Туринскую плащаницу начнут исследовать. Эта реликвия очень известна, она становится все более и более известной, и первые описательные труды, первые исследования проводились в XVII веке и даже в XVIII веке. Но если мы говорим о том интересе уже глобальном к этой святыне – это конечно конец XIX века, когда о Туринской плащанице, как и о многих христианских святынях вообще забыли и к ним в обществе, по крайней мере в обществе европейском относились с достаточной долей скепсиса – это еще мягко сказано. В XIX веке в рамках всемирной выставки, которая происходит в Париже, и в других местах, в Турине, были выставлены артефакты, говоря проще, святыни, так или иначе относящиеся к дому герцогов Савойских и фотограф Секондо Пиа, он был фотограф-любитель, его кстати фотоаппарат удивительный сохранился в музее Туринской плащаницы, можно увидеть. Он берет разрешение и фотографирует плащаницу. Как он потом напишет в своих дневниках, когда я проявил фотографии, получился негатив – я плакал всю ночь. Я грешный человек и впервые за 2000 лет увидел впервые лик Господа. Действительно это поразило не только самого Секондо Пиа, но это взорвало то общество. Фотографии с Туринской плащаницей расходятся по всему миру и начинаются уже первые… вновь, во-первых, привлекает к себе интерес и получается, как своих апологетов, Туринская плащаница (именно тогда она получает такое наименование), так и ярых противников.
Надо сказать, что уже очень много интересных вещей, что проявилось на этом негативе. То есть, выяснилось, что на самом деле ткань отчасти выцветшая, на самом деле содержит изображение лика Господа – лик человека, который замучен, который был распят и погребен после казни. То есть явно были проявлены и следы от гвоздей, следы от тернового венца и следы истязания, которые этот человек получил при жизни перед своей кончиной. Одним словом, начинается очень серьезная работа, которая, к сожалению, была прервана, сначала Первой мировой войной, потом Второй мировой войной и уже следующий этап – это разумеется 1978 – это была частная инициатива замечательной семьи Джексонов астрофизиков из Америки, которые объединили вокруг себя круг единомышленников для того, чтобы эту святыню все-таки исследовать. И они получили разрешение, причем это были очень разные специалисты, были специалисты по тканям, были патологоанатомы, были верующие, были неверующие, как вспоминал сам Джексон. Но самое интересное, что им дали плащаницу исследовать пять дней и они практически не спали, старались сфотографировать и получить максимум информации за этот период. Конечно то, что… те результаты, которые это исследование дало, они произвели эффект разорвавшейся бомбы в том обществе, потому что вновь были поставлены вопросы, на которые надо было отвечать. В Туринской плащанице были обнаружены споры растений, которые локализировались как раз Иерусалимом, южной Турцией, Константинополем и непосредственно Европой, разумеется. Этот пусть исторический подтверждался на уровне покрова, пыльцы. Также обратили внимание, по этому поводу была отдельная статья в медицинском вестнике, что те следы от гвоздей, которые на руках и ногах, они не те, которые принято было изображать в распятии в религиозном искусстве, то есть они не в ладонях, а именно в запястьях. Дело в том, что с IV века святой равноапостольный Константин запретил преступников распинать на кресте и о том, как проходила эта казнь потом забыли, естественно и впоследствии, когда стали изображать Христа, распятие прежде всего, страсти Христовы, то традиция, что в западном, что в восточном искусстве была изображать именно следы от гвоздей в ладонях. Но опять же медик установил, благодаря Туринской плащанице, что невозможно было именно так казнить, потому что просто тело не удержалось бы. И если, как многие говорят, что Туринская плащаница – это средневековая подделка, то таких знаний в средневековье не было. Опять же, в средние века, если бы кто-то что-то решил вдруг подделать, его бы изобразили как угодно, только не так. Следы от тернового венца – это действительно шлем, это огромная гигантская корона, которой была увенчана голова Спасителя из такой жуткой колючки, шипы которой достигали некоторые длины 7 см и они покрывали все тело Спасителя. И как тоже была работа патологоанатомов, они прокололи в некоторых местах те сосуды, совершенно случайно, то есть, когда этот жуткий шлем водрузили на голову и прибили коротким римским мечом, то некоторые шипы прокололи некоторые артерии. Одна из них, она до сих пор явно виден этот кровоподтек в виде буквы Z на Туринской плащанице – это совершенно четко, есть такая артерия в голове, из которой именно подобным образом кровь проистекает, она обильно и тут же застывает. Таких знаний в средние века не была. Эти вопросы, которые были поставлены и которые были после этого исследования… эти результаты исследования, которые были опубликованы, они конечно вызвали очень большую реакцию в обществе и более того, после ряда исследований, в том числе и медицинского порядка, начали приходить к мысли о том, что, уже на уровне научном, насколько это возможно и на уровне церковном, объявить Туринскую плащаницу погребальными пеленами Господа.
По сути дела, единственным противовесом, таким очень серьезным всей той совокупности фактов кратких, которые выше перечислены, был метод, который был предпринят в рамках исследования середины 1980-х годов. Три независимые лаборатории провели так называемый радиологический анализ, который применялся, особенно был популярен во второй половине 1960-1970 годов и в то время был очень популярен, и он дал результат отрицательный, он дал временной результат, что Туринская плащаница датируется примерно, как раз XIV веком, то есть, когда она была впервые официально открыта. Но опять же, синдологи, которые собираются в 1991 году на собрание и опять же это было собрание очень серьезных ученых, они сразу заявили протест в связи с тем, что само исследование было проведено не корректно. То есть, та часть, которая была взята на исследование… во-первых, никто ни с кем не посоветовался, никто не посоветовался с людьми, которые уже исследовали эту плащаницу и взяли ту часть, которая пострадала от пожара наиболее сильно и могла соответственно дать такой ложный результат.
Одним словом, до сих пор вопрос остается, есть, как ярые противники, так и ярые сторонники того, что это реликвия, одни считают – истинная, другие говорят – нет, это средневековая подделка, но надо сказать, что видимо, как совершенно справедливо заметили, когда споры достигли некой точки, церковное начальство, епископ Турина совершенно справедливо заметил, что мы все-таки поклоняемся первообразу и что мы поклоняемся Господу Иисусу Христу и что эта святыня – это объект прежде всего веры, веры в то, что Христос