Гомилетика

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Следующий этап развития риторики следует обозначить, как гомилетику. Что такое гомилетика – под гомилетикой понимают церковную проповедь – это действительно так. Но собственно говоря сама по себе гомилетика к одной церковной проповеди не сводится. Дело в том, что с распространением христианства, с распространением христианской Церкви собственно церковная проповедь произносилась, она и сейчас произносится так, естественно, во всех храмах по крайней мере каждое воскресенье. Эта проповедь произносится на одну и ту же тему во всей Церкви и весь церковный год представляет собой некий цикл евангельских чтений на основании которой и строится так называемая литургическая проповедь. Эта проповедь включена в Божественную литургию, то есть в воскресное богослужение обязательно.

Представьте себе, что изменяется сама по себе система речевых отношений в обществе. Потому что в течение года каждое воскресенье все священники, проповедующие в храмах, произносят проповеди на одну и ту же тему, обращаясь к постоянной аудитории. Более того, христианская проповедь была связана естественно еще и с исповедью, она была связана с катехизацией, то есть с письменным текстом, поэтому в систему гомилетики включается целый ряд различных видов слова, монологического, идеологического, устного и письменного. Это мощнейшая система организует общество именно через речевые отношения организует, формирует мировоззрения общества. И вот в это время с IV века, немножко даже раньше, но с IV века в особенности, мы имеем дело с расцветом риторического искусства, искусства публичного слова, когда такие великие проповедники, ораторы, как святой Василий Великий, святой Иоанн Златоуст, например, святой Григорий Богослов создают эту классику гомилетической речи, которую можно охарактеризовать не только с точки зрения того, как построены аргументы, как речь выстроена с чисто интеллектуальной точки зрения, но и со стороны стилистической, потому что это были великолепные стилисты и их наследие, и стилистическое, и духовное наследие до сегодняшнего дня и, наверное, навсегда является одним из величайших достояний нашей Церкви.

Изменения в системе риторики и новый этап в развитии риторики приходит в начале XVI века в Западной Европе, когда складывается протестантское движение – протестантизм, лютеранство и соответствующим образом один из ближайших сотрудников, соратников Мартина Лютера – Филипп Меланхтон создает свою риторику, новую риторику и к этой риторике создает так называемую «Топику». Собственно, на этом построении Меланхтона строится и основывается, и сегодня всякая, не только протестантская, но и скажем, сектантская пропаганда. Почему – потому что эти сочинения были организованы особым образом. Но вместе с тем она дополнена некой «Топикой», то есть собранием цитат из Священного Писания, подобранных в соответствии с лютеранством, с протестантскими представлениями. И всякий лютеранский пропагандист соответствующим образом использует для обоснования своих суждений цитаты из Священного Писания специально подобранные и на основании этих цитат развертывает умозаключения, развертывает аргумент. Соответствующим образом получается, что само по себе содержание Священного Писания разорвано на цитаты и кусочки, которые еще подобраны соответствующим образом. А на основании этих посылов и аргументов строится всякая протестантская проповедь.

В пику, в противоположность этой протестантской проповеди выстраивается католическая проповедь. И появляется то самое знаменитое слово «пропаганда», как распространение католического учения и на основании этих идей пропаганды, и на основании идей сопротивления протестантству, строится так называемая рациональная риторика. То есть риторика, основанная на представлениях о рациональном построении речи, на представлениях о том, что существуют врожденные принципы логические и нравственные и к этим как бы врожденным логическим нравственным принципам обращается пропагандист, а также к Священному Писанию естественным образом, возникает риторика, как некая логически организованная универсальная конструкция.