Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии
Все лекции цикла можно посмотреть здесь
Когда зародилось искусство? Можно сказать, что зародилось оно вместе с человеком. И религия, собственно, рождается тоже вместе с человеком. О религии мы и можем судить по тем артефактам, которые оставил для нас древний человек. То есть культура дописьменных периодов выражена живописью, искусством, артефактами, какими-то вещами, о которых мы можем судить, что их оставил человек, восстанавливающий связь с Богом. Потому что само слово « религия» переводится как «связь с Богом».
Что мы вообще можем знать о древнем человеке? Если мы увидим его искусство, то узнаем, как он понимал мир, как понимал Бога и самого себя. Не всегда, конечно, мы можем это правильно интерпретировать. Тем не менее, когда мы видим наскальные рисунки, а они датируются, например, VII тысячелетием до нашей эры, то видим, что человек понимал красоту мира, видел красоту животных и осознавал свою связь с каким-то иным миром.
Такую возможность нам дает, например пещерное искусство Испании. Во Франко-Кантабрии находятся интересные пещеры, где мы видим изображения бизонов, других животных. И это не просто, как считали раньше, изображения тех, на кого он охотился. Конечно, в древнем мире религия была выражена в виде тотемизма, анимизма, то есть обожествления животных. Но это не просто бытовая магия, а действительно религиозное искусство, позволяющее нам увидеть мировоззрение человека. Тем более что пещерная живопись скрыта глубоко от глаз, а не выставлена на всеобщее обозрение. Мы входим в пещеры Ласко и другие и видим удивительные картины, которые помогают нам понять связь человека с Богом. Конечно, древний человек понимал это совершенно по-своему. И древний мир дописьменной культуры дает нам возможность увидеть человека, который познает этот мир.
Мы видим и древние мегалитические сооружения, которые тоже выстроены не просто так. Например, знаменитый Стоунхендж в Англии. Это нагромождение камней, но когда его исследовали, было понятно, что выстроены они в определенном порядке, что здесь наверняка проходили какие-то мистерии. Как известно, мир делился на керамические культуры, которые представлены обычными кувшинами, какими-то глиняными статуэтками, вещами, и мегалитические, представленные такими огромными сооружениями. Но и то, и другое показывает, что человек творил для познания мира, познания Бога. То есть мы видим связь древних предметов, древнего искусства (а это именно произведения искусства и в то же время произведения религии), связь творческого в жизни человека и его познания мира. Именно древний мир дает нам возможность увидеть, насколько творческим создан человек.
С самого начала человек творит невероятные вещи. Потому что мы не знаем, как древний человек поставил эти мегалиты, как он в глубине пещер, куда даже трудно пробраться, смог нарисовать такие совершенные изображения бизонов, оленей и т.д. Иногда он просто прикладывал ладонь к стене пещеры, и это как бы было обозначением того, что он здесь тоже присутствует. Но это все явно полно сакрального смысла. То есть религия и творчество, религия и искусство, религия и живопись связаны на очень глубоком пласте палеолитического искусства.
Возьмем древнюю керамику. От многих культур остались захоронения, керамика, осколки каких-то, кажется, бытовых сосудов, но каждый из которых отмечен каким-то орнаментом. Это орнамент или в виде веревочки, или в виде каких-то треугольников, но это тоже зашифрованное послание для нас, тоже какие-то знаки, имевшие для древнего человека сакральный смысл. Даже форма древних сосудов тоже имеет сакральный смысл.
Идем дальше, потому что, конечно, мы знаем великие культуры, например Египта. Здесь уже есть и письменность, и пирамиды, которые в общем имеют связь с мегалитическим искусством древности (культурой древних изваяний – мегалитов). Но и тут мы видим, что внутренность пирамид украшена не просто ради декоративного украшения, живопись использовалась, чтобы рассказать о загробном мире, потому что вся религия древних египтян была настроена на то, чтобы познать, увидеть, рассказать этот загробный мир. И живопись пирамид тоже глубоко религиозна.