География и природа библейской Палестины

Евгения Смагина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Иудеи сыграли такую большую роль в мировой истории, может быть не только по чисто историко-культурным, но и так сказать по географическим причинам не в последнюю очередь. Палестина расположена на Ближнем Востоке на перекрестье нескольких мировых путей, ее окружают три континента – три основных части света. С одной стороны, Европа на северо-западе, с другой Азия и на юге – Африка, прежде всего Северная Африка.

Но не только положение, но и специфика самого места обусловила возможно такую ее уникальную роль. Дело в том, если посмотреть на карту Палестины, видно, что она представляет собой вертикальный с севера-на юг ряд складок. Когда-то мощные тектонические процессы сжали очевидно этот участок суши и превратили его в складчатый, таким образом она представляет собой ряд перемежающихся равнинных и гористых местностей, начиная от прибрежной равнины и кончая заиорданской областью. И разумеется самую ключевую впадину, самую ключевую складку главную образует линия с севера на юг – Малое озеро севернее озера Кинерет, затем озеро Кинерет, Иордан, Мертвое море и далее Вади к югу от Мертвого моря.

Такое положение обусловило и большую разницу климатов. Здесь представлены самые разнообразные климатические зоны – несколько разных климатических зон – от пустынной, где влажность фактически на нуле, ну в пустыне Негев на юге еще что-то растет, Иудейская пустыня – совершенно голая. Причем надо иметь в виду, мы представляем себе обычно пустыню, как нечто песчаное и гладкое. Тамошние пустыни гористые и каменистые. И до субтропического климата, представленного, например, в долине Иерихона – благодатное место, где растут пальмы, где растут разнообразные плодовые деревья, так сказать, пышным цветом. Вот такой разброс.

Более того, есть, например, такое уникальное место, как Мертвое море и долина Мертвого моря. Чем оно уникально? Во-первых, это самая большая, самая глубокая сухая впадина в мире. Уровень Мертвого моря расположен более, чем на 400 метров ниже уровня мирового океана. В него все впадает и оттуда ничего не вытекает. И поэтому вода такая необыкновенно соленая, все, наверное, знают, про соленую воду асфальтического Мертвого моря, в котором нельзя утонуть. Кстати говоря, но разъесть кожу там может – это довольно страшноватое место, так скажем. Там не живет никто и ничто кроме некоторых бактерий. Такой вот там разброс климатических зон и природных условий.

Есть специфические вещи, которые нам в наших широтах трудно себе представить и поэтому при переводе библейских текстов возникают сложности. Например, есть там такая вещь, такое явление, как «вади» – то, что мы переводили нейтральным словом «поток». Дело в том, что река, в который круглый год есть вода – это там явление не такое уж частое, большая часть рек наполняется водой в дождливый сезон – сезон дождей зимой, а в засушливый сезон русла остаются сухими. Как назвать его? В географии принято арабское слово, арабский термин «вади». Вот, собственно так его и называют географы. В сухой сезон «вади» можно различить по тому, что вокруг него, по берегам его, более богатая растительность.

Пустынные породы растений также очень интересны, так называемые суккуленты. Есть, например, такой, который выделяет соль, выделяет соленый сок. Кстати, эти соленые листья можно даже есть. Все мы помним про манну небесную, которой питались евреи в пустыне. У этого тоже есть вполне реальный природный прототип – это сладкий сок, который выделяют некоторые растения при сильном испарении. Есть, например, также Галилея, где климат, во-первых, более влажный, а во-вторых, более гористый, она расположена выше, поэтому там чаще идут дожди, поэтому там богаче и пышнее растительность. Даже по виду ее можно различить. У дубов, которые растут на юге, гораздо меньше и уже листья, чем у тех, которые растут на севере. Кстати говоря, символом крепости и жизнестойкости в Библии стал, например, такой башанский дуб – порода дуба, которая растет на севере Заиорданья.

Особый вопрос – это растительность. Такое разнообразие климатических зон обусловило, разумеется, и разнообразную растительность. Кстати говоря, сюда, так сказать, ветром заносило семена и с африканского берега, и с азиатского, и может быть даже с каких-то островов Средиземного моря, близких к Европе, так что растительный мир очень богат. Нужно себе хорошо представлять образы тех растений, которые в Библии приводятся, как примеры какого-либо качества. Например, кедр, ливанский кедр – это действительно очень большое дерево. Мы представляем себе что-то вроде сосны, но на самом деле, ливанский кедр – тот, который растет на Ближнем Востоке – это можжевельник, только очень крупный. И разумеется в Ливане и соседних с ним областях он достигал очень большого размера. Не случайно, кстати говоря, кедровая древесина служила, можно сказать, предметом охоты, большой ценностью в месопотамском «Эпосе о Гильгамеше» есть эпизод, где Гильгамеш и его друг едут и силой оружия достают кедровую древесину для того, чтобы использовать ее в Месопотамии, которая представляет собой степь, с текущими по ней двумя великими реками.

В Палестине есть, например, такая вещь, как «хамсин», то есть суховей. Что это такое? Горячий воздух, который приходит с юга и это даже может быть нельзя назвать ветром, потому что он приходит и останавливается, и стоит. Температура воздуха сильно поднимается, на небе такое марево. Кстати говоря – это действует на человеческую психику – все становятся нервными.

Что касается плодородной почвы. Не случайно за, если помните, Книгу Иисуса Навина, за плодородную почву велись такие бои. Плодородная земля в этот период, особенно в эпоху ранней архаической древности – это предмет постоянных споров, постоянных войн. Вообще, когда мы говорим о том, почему в Новом завете все такие хорошие, а в Ветхом завете все такие жестокие, мы должны помнить, что древность отнюдь не однородный период. Архаическая древность – это одно, классическая – другое, поздняя древность – это совсем другое. Новый Завет – это поздняя древность, да еще и под эгидой Римской империи, как бы ни относиться к имперскому режиму, он предполагает некоторую стабильность. Что же касается времен Иисуса Навина, там вопрос шел на выживание. За плодородную землю все со всеми воевали, за пресную воду все со всеми воевали. Разные народы, то одерживали победу, то были истребляемы может быть даже. Истребляемы до последнего человека.