Граждане неба

 

Иерей Антоний Лакирев, специалист по Новому Завету

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Внутренняя жизнь христианских общин определяется главным образом тем, что мы читаем еще в самом начале «Деяний». Апостол Лука пишет: «… они пребывали в учении апостолов, в общении, молитве и преломлении хлеба». Это основные компоненты того, как устроена христианская жизнь в христианской общине.

Как правило, это весьма небольшая группа людей, в которой редко кто осведомлен в Ветхом Завете, хотя бы в какой-то степени. Если вообще есть христиане из иудеев, особенно из образованных иудеев, то это большая редкость и большое облегчение для общины. Главным образом в малых христианских общинах за пределами Израиля таких людей было очень немного. Самое главное, в чем выражается внутренняя жизнь этих общин – это, конечно, преломление хлеба. Нередко это почти единственный раз в течение недели, когда христиане собираются вместе. Если в общине есть новоначальные христиане и есть те, кто могут им свидетельствовать, такие люди еще будут собираться в какую-нибудь ночь, для того чтобы послушать рассказы о Христе, об откровении Божьем в Ветхом Завете, пророках, принять первончалаьное христианское научение.

Но абсолютно необходимым, без чего не бывает ни христианской общины, ни христианина является участие в преломлении хлеба, которое совершается в то время главным образом вечером пятницы, а потом постепенно переходит в ночь с субботы на воскресенье, то есть на первый день недели. Кто-то это делает ближе к вечеру субботы, кто-то ближе к утру воскресенья, здесь есть разные практики, тем не менее суть одна и та же.

При этом удивительным образом эти люди подчеркнуто дистанцируются от любых ассоциаций с религиозными общинами. Они вообще не пользуются религиозными терминами, а если называют себя как-нибудь, то используют термины сугубо гражданские. Мы это видим и в «Деяниях», и в письмах Павла: группу христиан, существующих в конкретном городе, они обычно называют политеома – гражданство, считая, что как пишет Павел, «гражданство ваше на Небесах», или можно перевести по-другому: «вы – граждане Небес», то есть некоторая группа граждан – подданных Царства Небесного.

В любом полисе античного мира все понимают, что такое гражданство. Когда люди сидят дома, они граждане и полис, а когда они собираются вместе на центральной площади голосовать о строительстве канализации, это называется экклесия – собрание граждан. Точно так же, когда христиане собираются вместе, они не называют свое собрание «богослужение» или какими-нибудь еще громкими словами. Принципиально все используют сугубо гражданский термин «экклесия». И в нашем сегодняшнем  употреблении слов мы переводим это слово как церковь, хотя на самом деле это правомочное собрание граждан.

Это довольно важно, потому что для христиан I века было принципиально и для самих себя, и для окружающих (хотя их жизнь часто была тайной для окружающих) все-таки не быть похожими на языческие культы, на все эти бесконечные жертвоприношения, камлания и пляски с бубнами. Мы собираемся по-другому: как диаспора в какой-нибудь чужой стране или «пятая колонна» людей, являющихся подданными другой страны, но живут здесь. Так и здесь: «гражданство наше на Небесах», христиане собираются в это общее собрание, потому что, как они будут выражаться позднее: мы странники, пришельцы в этом мире, и главное, что определяет нашу жизнь – это связь даже не столько с Царством Небес, сколько с Самим Царем.