Последняя ночь и место суда над Иисусом Христом

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Как мы знаем из евангельского повествования, последнюю ночь перед Своими Крестными страданиями Господь провел в окружении Своих учеников, совершил Пасхальную вечерю в Сионской горнице и прошел в Гефсиманский сад для молитвы. Точное местоположение Сионской горницы установить очень сложно, потому что город времен Спасителя был разрушен в 70-м году, когда, действительно, камня на камне не осталось. Тем более что Сионская горница представляла собой одно из небольших двухэтажных зданий, (например, такое, как показано на этой картинке) в далеко не самой богатой части города, скорее, в его бедной части.

Хотя Предание доносит нам о двух местах, но доказать точное расположение ни одного из них, к сожалению, нельзя. Нынешняя Сионская горница, которую показывают туристам, это церковь, построенная в XIV веке, ставшая объектом для совершения современных паломничеств и экскурсий. Другое предполагаемое место – церковь апостола Марка. Потому что апостол Иоанн Марк – тот самый юноша, семейству которого принадлежал этот дом.

Во всяком случае, точно мы знаем, что Господь пошел в Гефсиманский сад. Почему он был выбран Господом для последней молитвы? Если сейчас прийти на гору Елеон, она имеет небольшой уступ как раз на высоте, равной высоте храма. Гефсиманский сад был расположен как раз напротив входа в храм. То есть Господь выбирал уединенное место, в котором можно было спокойно помолиться, без толп паломников, без шума праздника, но непосредственно напротив храма.

Нынешний Гефсиманский сад – по крайней мере, так называют нынешнее небольшое католическое владение с оливками – это место, которое существует, наверное, не раньше IV века. Дело в том, что войска Тита вырубили все деревья во время осады Иерусалима в 70-м году, в Гефсиманском саду вряд ли что-то могло сохраниться, и эти древние маслины вряд ли старше IV века.  Более вероятным кажется месторасположение Гефсиманского сада именно на русском участке, потому что он находится как раз напротив предполагаемого места храма.

Там Господь Бог был взят под стражу и веден на суд. Современный путь Via Dolorosa, по которому проходят современные паломники во время пасхальных богослужений, очень поздний путь. Это крестный ход, который существует тоже примерно с XIV века и проложен францисканцами по кварталам города, уже несколько раз разрушенного. Когда мы идем по современным улицам, надо понимать, что они находятся на несколько метров выше того самого Иерусалима, по которому ходил Господь Иисус Христос. В некоторых случаях раскопки показывают, насколько тот Иерусалим был глубже. Если окажетесь в Иерусалиме, пройдите по  cardo maximus, главной дороге, местами раскопки уходят на 3, 4 и даже 5 метров ниже современного уровня дороги. Разумеется, изменилось и расположение домов, а главное, по всей видимости, вход в город, которым могли вести Спасителя, находился все же с другой стороны. В византийское время крестный ход, отмечавший путь Спасителя, проходил совсем не там: он проходил с юга через Силоамские ворота.

Один из самых древних источников, посвященных христианским паломничествам в Иерусалим, – это записки паломника (или путника) из Бордо. Паломник остался анонимным, видна мужская рука: он мало что пишет, но тщательно меряет расстояния и пишет, куда, где и когда он повернулся. И вот он указывает развалины претории совсем не в том  месте, где ее отмечают современные паломники. То, что сейчас показывается в качестве претория, это, конечно, здание более позднее. Римские камни, лежащие на полу, во-первых, относятся ко II веку, времени перестройки Иерусалима императором Адрианом в город Элию Капитолину. Кроме того, они находятся во вторичном положении: подняты и переложены на другое место.

Связь претория с крепостью Антония основана как раз на неправильной идентификации уже II тысячелетия. С крепостью Антония соотнесли место расположения претория Понтия Пилата. Дело в том, что крепость Антония была очень небольшим строением. Внутри нее никак не могло поместиться достаточное количество солдат, там могла находиться максимум центурия. Во-вторых, она была неудобной и использовалась в качестве сторожевой башни. Как правило, префекты приходили из Кесарии приморской, которая была столицей этой провинции, в Иерусалим на праздники в сопровождении одной, иногда двух когорт римских солдат. И они могли располагаться в бывшем большом дворце, когда принадлежавшем Ироду Великому. Точно так же, как в Кесарии, они тоже располагались во дворце.

По всей видимости, вовсе не в крепости Антония, а дворце Ирода располагался и Понтий Пилат. Там достаточно места для размещения римских войск, он очень хорошо укреплен. У этого дворца была своя цитадель, от которой осталась одна башня. (Посмотрите, пожалуйста, на это изображение). Эта башня сейчас называется башня Давида, но, к сожалению, не имеет к Давиду никакого отношения. Она располагается около Яффских ворот. Это одна из трех башен, о которых пишет Иосиф Флавий: башня Мариамма, башня в честь Гиппикуса и в честь Фазаель. Одна из этих трех башен и представляет собой такую цитадель, где можно было спрятаться, например, в момент восстания.

Одной стороной дворец выходил на внешнюю сторону Иерусалима – на восток. Он был отделен стеной и от города. Ирод не в меньшей, а, наверное, в большей степени боялся восстания собственного народа, чем внешних захватчиков (как это характерно для тиранов), поэтому защитил свой дворец довольно мощной крепостью, из которой при необходимости можно было сбежать и в какие-то другие крепости, в Иродион, например. И эти большие площади дворца позволяли римским прокураторам, префектам совершенно спокойно размещаться.

У Иосифа Флавия мы находим свидетельство о более позднем прокураторе, совершавшем свой суд как раз около дворца. Ему выносят кресло и далее (как мы наблюдаем) происходит диалог с местными старейшинами. Он судит, выйдя им навстречу из претория. По всей видимости, аналогичным образом поступил и Понтий Пилат, ему не было никакой нужды идти в крепость Антония.

Таким образом, получается, что место суда над Спасителем до сих пор не раскрыто и точно не установлено. Современные раскопки, исследования частично вскрыли дворец Ирода. (Например, на этой фотографии видны раскопанные элементы этого дворца со стороны Яффских ворот и башни Давида). Большую часть дворца занимает армянский квартал, там располагается, в том числе армянская семинария, и раскопки там сейчас не ведутся. Но даже то, что раскрыто, показывает масштабы этого строения.

В последнее время известным археологом Саймоном  Гибсоном была выдвинута гипотеза, что суд над Спасителем был в так называемых воротах Иесеев – это ворота, ведущие из Иерусалима, и находящиеся как раз рядом с дворцом Ирода. Как мне кажется, эта гипотеза не имеет достаточных оснований. Я измерял доступные площади внутри ворот, там могли поместиться 30, максимум 50 человека, а в Евангелии речь идет о довольно большой толпе, которая собралась и кричала. Скорее всего, этот суд происходил между дворцом и площадью Агорой. То, что была такая площадь Агора, нам указывает описание Иерусалима того времени, но она до сих пор не найдена.

То есть этот вопрос один из самых интригующих в истории – где располагался преторий, место суда над Спасителем по-прежнему остается открытым и остается загадкой библейской археологии Нового Завета.