Пробуждение церковной общественности

Алексей Беглов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Пробуждение церковной общественности. Неудача церковных преобразований эпохи великих реформ 1860-1870 годов стала ясна уже собственно их современникам и отчасти именно неудача этих преобразований стала толчком для развития общественной дискуссии о будущем русской Церкви в рамках империи. И зачинателями этой дискуссии было то общественное направление, направление общественной мысли, которое обычно называется славянофилами.

Сама эта группа лиц и такое общественное и интеллектуальное движение той эпохи представляют собой значительный интерес. Ранее славянофилы говорили о себе, что они, как интеллектуальное движение, родились в монастырских стенах. Фактически ранее славянофилы были как раз той церковной общественностью, образованной церковной общественностью, которая не существовала в России со времен реформы Петра I. Потому что со времен реформы Петра существовал разрыв между Церковью, между паствой и образованным обществом. И вот XIX век постепенно приводит к воссоединению этих как бы разорванных частей русского общества, русского организма.

Славянофилы – ярчайший пример такого рода восстановления связи, потому что многие из них были духовными воспитанниками наставников Оптиной пустыни, старца иеромонаха Макария Иванова, который привлекал, например, братьев Кириевских к издательской деятельности Оптиной пустыни и так далее. И последующие поколения славянофилов осознавали себя именно как образованную церковную общественность. Они первые заговорили о недостаточности церковных преобразований 1860-х годов и первые обратили внимание на то, что необходимо в корне менять систему государственных отношений – отказываться от синодальной бюрократической системы, возвращаться к идее соборного строительства Церкви и может быть патриаршего строительства Церкви. Сначала говорили именно о соборности, о Соборах.

В рамках этой критики конечно критиковалась общая реформа Петра – это было одним из основных нервов. Критиковалась и вся реформа Петра, не только церковная, но и в целом государственная, но в рамках собственно церковной тематики славянофилы достаточно активно обращали внимание на неудовлетворительность с точки зрения церковных правил всей системы государственного управления в империи. И, что интересно, что в начале своей деятельности в 1860-1870-1880-е годы, славянофилы, хотя они являются образованной церковной общественностью, оказываются своего рода в оппозиции, как к правительственным начинаниям, так и отчасти к настроениям иерархии.

Это очень хорошо заметно по то позиции, которую они занимали в приходском вопросе. Дело в том, что еще в 1867 году один из представителей известной славянофильской семьи Самарины – Дмитрий Федорович Самарин выпустил целую серию статей, которая называлась «Приход», где достаточно подробно критиковал то положение прихода, в котором он тогда находился, писал о пагубности реформы 1808 года и предлагал строить новую приходскую структуру на базе церковно-приходских попечительств, которые как раз за три года до этого были санкционированы правительством. При этом очерки Самарина и иерархией, и духовенством были встречены с большой опаской, в штыки. И потребовалось долгие 30 лет, прежде чем идеи славянофилов в области церковных преобразований стали общим достоянием и общества, и иерархии.