Протоиерей Георгий Климов, кандидат богословия
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Особенности третьего Евангелия обычно определяются, которую ставит перед собой сам евангелист Лука при его написании. Если мы посмотрим на первые четыре стиха первой главы – так называемый пролог Евангелия от Луки, в нем Лука говорит, что многие начали писать и составлять известные повествования об известных среди нас событиях, и это заставило и его, как он пишет дальше, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, державнейший Феофил, то учение, в котором ты уже был наставлен, чтобы тебе иметь твердое основание этого учения».
Это «тщательное исследование» и все, «по порядку» описываемое как раз и определяют главнейшую особенность Евангелия от Луки – то, что в нем все исторические точно и хронологически последовательно. Именно в этом смысле мы можем утверждать, что при выяснении хронологических проблем в Четвероевангелии обычно предпочтение отдается евангелисту Луке, поскольку он сам определяет для себя эту цель как достаточно важную.
В третьем Евангелии мы находим очень четкое и точное употребление географических терминов. Классическим примером этого является, что, помимо трех прочих евангелистов, Лука так же упоминает об огромном водоеме в Галилее. Но если Матфей, Марк и Иоанн называют его все-таки морем – Галилейским или Тивериадским – то Лука точно определяет его как Генисаретского озеро, что более точно с географической или некой практической точки зрения, потому что это водоем с пресной водой.
У Луки называется немало мест, поселков, городков, которые впервые употребляются только в этом Евангелии, и нигде больше, ни в книгах Нового, ни Ветхого завета, мы их не найдем. Интересно, что иногда даже возникали текстологические попытки разрешить эти упоминаемые места. Ориген, живший в середине III столетия и прекрасно знавший древнюю Палестину, или блаженный Иероним, который жил уже во второй половине IV столетия и тоже хорошо знал Палестину, читая, например, о таких местах, как Наин и град Иудов, недоумевали, что это за места, так как не знали их и иногда даже провоцировались на то, чтобы заменить их в тексте на более известные, употребительные названия.
Интересная особенность, которую надо отметить, – это то, что в третьем Евангелии встречаются медицинские термины, что говорит о том, что автор, по крайней мере, знаком с врачебным искусством. Классический пример – то, как евангелисты описывают исцеление Христом Петровой тещи. Это событие есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Марка. Если Матфей и Марк для болезни, от которой Христос исцеляет тещу, применяют термин, переведенный на славянский и русский языки как «горячка», то Лука употребляет термин, который на русском языке означает тропическую лихорадку. Иными словами, он ставит теще диагноз болезни, от которой Христос ее исцеляет.
Или, например, когда Господь произносит такие известные слова: «Трудно богатому спастись, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши», слово «игольные» в Евангелии от Матфея образовывается от слова, обозначающего механическую иглу, а в Евангелии от Луки хирургическую иглу. То есть в данном случае для автора важно употребить этот медицинский термин.
Как мы можем проследить влияние апостола Павла в Евангелии от Луки? Конечно, апостол языков проповедовал всему миру, что нет человека, ради которого бы Христос не пришел. Конечно, все имеют абсолютно равные права и достоинства на вхождение в Царство Небесное, все в равной мере призваны получить дар спасения. Как это мог показать евангелист Лука, ведь мы знаем, что в евангельской истории не было язычников. Но были самаряне. И здесь мы можем отметить очень важный аспект – в Евангелии от Луки сделан положительный акцент на самарянине. В нем мы найдем притчу о милосердном самарянине, которой нет в других Евангелиях, здесь мы найдем чудо исцеления десяти прокаженных мужей, где единственным поблагодарившим Христа был, как известно, самарянин.
В Евангелии от Луки можно выделить целый цикл так называемых притч о молитве. Вообще, можно говорить о том, что Евангелие от Луки дает нам настоящее учение о молитве. Это и слова Христа о том, как надлежит молиться апостолам, и притча о вдове и немилосердном судье, и молитвы Самого Христа, которая имеется только в Евангелии от Луки: в Гефсиманском саду, на горе Преображения, молитва на кресте о распинателях – «Прости им, ибо не ведают, что творят». В этом смысле можно говорить, что третьему Евангелию не случайно усвоен символ священного животного тельца: акцент делается на Господе как на Первосвященнике, который приносит жертву за грехи людей.
В третьем Евангелии мы находим целое учение о милосердии, такие притчи, как: о милосердном самарянине, о блудном сыне, о заблудшей овце, слова Христа о милосердии, исцелении и воскрешении людей именно из чувства милосердия, которые раскрывают нам символ тельца именно как жертвенного животного, приносимого в жертву за род людской.