Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
В то время как Юстиниан вел непрекращающиеся войны за установление имперской власти на западе, на востоке продолжался конфликт империи с Сасанидским Ираном.
В период правления персидского шахиншаха Ковада и его преемника Хосрова Ануширвана длительное противостояние достигает особенного накала. По сути, империи ведут открытую либо же тайную войну на огромном пространстве Азии: от Кавказа и до Южной Аравии. Камнем преткновения для двух империй становится контроль над Лазикой – территорией современной западной Грузии. Империя стремится сохранить эту территорию в орбите своего влияния, а персы пытаются привлечь лазов на свою сторону. Караванные пути, контролируемые арабами, а также торговля Южной Аравии, здесь также существуют два клиентских государства: Эфиопия, пользующаяся поддержкой Восточного Рима, и Химьярское государство в Южной Аравии, которое поддерживают Сасаниды, – на этой тысячекилометровой линии будут постоянные стычки. Открытые столкновения византийцев и Сасанидов также будут постоянно проходить в период правления Юстиниана.
Первая война этого периода разгорелась, когда еще Юстиниан был соправителем своего дяди Юстина – в 526 году. Она продолжится до 532 года и будет идти далеко не блестяще для римлян. В самом начале этой войны персидский шахиншах Ковад совершает нашествие на римскую Сирию и разоряет жемчужину Востока – столицу Сирии город Антиохию на Ааронте, которая после этого никогда уже больше не обретет былой славы и великолепия.
В 532 году империи заключают «вечный мир», который, конечно же, вечным не был, на условиях выплаты Византии огромных денежных субсидий Персидской империей. Однако не пройдет и восьми лет, как военные действия возобновятся.
На этот раз война будет продолжаться гораздо дольше – с 540 по 562 год. Основные военные действия будут происходить на территории Армении и Лазики. Здесь война приведет к настоящему калейдоскопу событий, постоянному переходу клиентских государств Закавказья то на сторону римлян, то на сторону персов, к взаимным разорениям территорий, нашествиям. В итоге все закончится сохранением статус-кво: Лазика останется за восточными римлянами, почти все остальные закавказские государства-протектораты сохранит за собой Персидская держава. Эта война измотает оба государства.
В это время, пока Юстиниан ведет войну и на западе, и на востоке, растет угроза его дунайским владениям. Начиная с 20-х годов VI столетия дунайскую границу начинают постоянно прорывать, во-первых, отряды различных гуннских племенных конфедераций, а, во-вторых, новый враг, с которым столкнулась империя в этом вере – славянские племена антов и склавинов. Сил для противостояния этой напасти у империи явно не хватает. Борьба на три фронта дается ей слишком тяжело. Дунайская граница оказывается почти заброшенной, и гуннские (тогда гуннов уже стали называть булгарами), славянские отряды безнаказанно разоряют провинции Мёзии, нижней Скифии и Фракии.
Правление Юстиниана, с одной стороны, заканчивается великими победами на западе, но, с другой, приводят к чрезвычайному обнищанию населения, сокращению общего населения империи из-за его постоянных военных кампаний, а также пандемии чумы, которая весь VI век истребляет десятки и сотни тысяч византийцев, и чрезвычайному усугублению всех общественных противоречий.
По сути, блестящая эпоха Юстиниана была началом конца позднеримской империи. Империя явно перенапряглась и после смерти великого императора уже не была способна достойно отвечать на те вызовы, которые бросал ей окружающий мир.