Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Тема нашей беседы: «Библейская археология».
Библейская археология – наука довольно новая среди новобиблейского цикла, хотя можно сказать, что роль и значение этой науки со временем только увеличивается. Если посмотреть на то, какая наука является основным поставщиком новостей в библеистике, то это как раз библейская археология. Потому что новые интересные находки каких-то артефактов, объектов на Святой Земле всегда вызывают неподдельный интерес, и зачастую заголовки пестрят: «Библия открыла» или «Оказывается, в Библии упоминалось то-то» или «Библия была права». Разумеется, не все так просто и быстро, как хочется журналистам. Невозможно с помощью какого-то отдельно найденного артефакта, предмета или даже комплекса предметов подтвердить правоту или неправоту библейского повествования. Но во всяком случае указание на то, что это имеет отношение к Священному Писанию, всегда означает поднять интерес к какой-то проблеме. Буквально недавно читал заметку: «Найден тоннель, упомянутый в Священном Писании». Начинаешь читать и оказывается, что находится он в Малайзии, и очень сомнительно, что именно он упоминался в Священном Писании, но статья с таким названием сразу переходит в топ новостей. Почему? Потому что Священное Писание – Книга, важнейшая для огромного количества людей и в России, и за рубежом, для всех верующих христиан. Поэтому все то, что связано со Священной историей, Господом Иисусом Христом, более древними событиями Священной истории, будь то история Ветхого Завета: история Моисея, Авраама или царя Давида – все это очень глубоко касается человека.
Давайте немного поговорим о термине «библейская археология». Во-первых, «археология» – термин, довольно новый, как и сама наука, в том смысле, как он употребляется сейчас. Если посмотреть на древнегреческое употребление терминов «история» и «археология», то они имели другой объем. Мы называем Геродота отцом истории. История в том смысле, как ее излагал Геродот, – это скорее, свидетельства очевидцев. Он собирал или свидетельства непосредственных участников события или, по крайней мере, тех, кто был с ними знаком. Археологией называлась некая наука о древностях, о том, что было уже давно. В нашем современном употреблении мы, скорее, называем историей то, что греки назвали бы археологией.
Если посмотреть на такой известный античный источник, как труды Иосифа Флавия, то они как раз разделяются на две части. Я имею в виду его основные труды: «Иудейские древности», как раз «иудейская археология», – то, чему он не был свидетелем и знал из текстов, преданий и т.д. Другая часть «Иудейская война», непосредственным участником которой был он сам, и это то, что в те времена называли историей. Со временем значение термина меняется, и где-то на рубеже XVIII – XIX веков возникает в целом представление об археологии как о науке, которая занимается, предметами, извлеченными из земли: найденными в результате раскопок или уже давно хранящимися в музеях, но когда-то очевидно найденными. История занимается преимущественно текстуальными письменными свидетельствами, мемуарами и т.д.
Библейская археология в этом смысле занимает свою уникальную, специфическую нишу. В рамках этой науки занимаются как предметами, артефактами – историческими источниками, найденными в результате раскопок, так и текстами, в первую очередь, текстом Священного Писания. Здесь мы должны показать уникальное место библейской археологии. Священное Писание для нас богодухновенный текст – текст, который написан авторами в уникальном состоянии – состоянии богопросвещенности. Не то чтобы Господь двигал рукой авторов, но они в свете Божественного откровения ясно видели и знали гораздо больше, чем обыкновенные люди. И историческая достоверность этих текстов для нас очень высока.
Здесь важно понять, что каждый предмет, найденный на раскопках, который мы называем артефакт – произведение человеческих рук, становится историческим источником, когда он пройдет интерпретацию, когда будет истолкован. Нельзя говорить о том, что источники существуют сами по себе, вне интерпретатора. Они всегда проходят какой-то процесс расшифровки. Нужно вступить в диалог с этим источником: с теми людьми, которые его изготовили, обществом, из которого он происходил, для того чтобы понять его непосредственное значение и дать толкование: какое он занимает место в истории человечества, какое значение имел для тех самых людей.
Когда мы разбираем и интерпретируем источники в свете библейской истории, это один результат. И другое дело, когда авторы толкования, интерпретации пытаются дистанцироваться от Священного Писания, сказать, что то, что говорится в Библии, еще требует проверки: сначала мы изобретем свою собственную теорию на основании источников, а потом скажем, права Библия или нет. Здесь очень важны разумные сравнения повествования Священного Писания с тем археологическим контекстом, который бывает извлечен из земли.