Археология о Гробе Господнем: часть I

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Расположение гробницы Господа Иисуса Христа и ее подлинность были и остаются, наверное, одним из самых интересных и интригующих вопросов библейской археологии на протяжении уже столетий.

Мы знаем, когда была обнаружена гробница Господа Иисуса Христа. Опять же в IV веке, во времена святого равноапостольного Константина и его матери царицы Елены, когда епископ Иерусалимский Макарий предпринял масштабные поиски мест, связанных с евангельской историей. Надо понимать, что Иерусалим в то время представлял собой античный город, который назывался Элия Капитолина, и планировка которого была значительно изменена по сравнению со временем Господа Иисуса Христа. В этом городе мало что напоминало тот самый Иерусалим времен I века, в котором ходили Господь и апостолы, в котором произошли евангельские события.

После второго иудейского восстания император Адриан приказал полностью перестроить город. На месте разрушенного храма был построен храм в честь Юпитера Капитолийского, точнее, в честь римской триады. Была изменена планировка города, в центре была построена огромная дорога – Кардо Максимус (Cardo Maximus). А те части города, которые раньше лежали за его пределами, вошли внутрь городской стены. В частности, это произошло и с местом гробницы Господа Иисуса Христа, и с Голгофой. В исторических источниках довольно определенно указано, об этом пишет, например блаженный Иероним Стридонский, что со времен Адриана до правления Константина – период примерно в 180 лет – место, свидетельствовавшее о Воскресении, было занято статуей Юпитера. Указывается, что над самим местом погребения Господа была построена платформа и огромный языческий храм в честь Венеры.

Евсевий Кесарийский пишет: «Обиталища заблуждений вместе со статуями были низвергнуты и полностью разрушены, как каменные, так и деревянные. Так что священное место, которое под Божьим водительством, расчищено от тяжкого бремени нечистого идолопоклонства и сделано таким, какое оно было, место это теперь являет святую тишину, так как на свет предстало очевидное доказательство страданий нашего Спасителя».

Письменные источники дают довольно существенные подтверждения самому факту исследования и обнаружения этого места в IV веке. И можно сказать, что исследование места распятия Спасителя на Голгофе, нахождение Креста и изучение гробницы Спасителя – это своего рода первое достижение библейской археологии. В этом смысле и епископа Макария, и равноапостольную Елену можно считать святыми покровителями археологии.

Что дает нам право утверждать, что место погребения Спасителя, место храма Воскресения Христова то самое, если город был столь существенно перестроен? Во-первых, маркером расположения гробницы Спасителя является гора Голгофа. Это небольшое скалистое возвышение, на 5-7 метров возвышавшееся в то время над уровнем города, не было снесено. Возможно, его использовали в качестве какого-то природного украшения: выступа, на котором что-то стояло. По крайней мере, это очень надёжный маркер, просуществовавший во все время этого римского, языческого города.

Длительные исследования, проводимые начиная с XIX века, позволили установить расположение стены Иерусалима и порога Судных врат. Дело в том, что существенные сомнения в XIX веке по поводу подлинности храма Воскресения Христова были основаны на следующих соображениях. Если мы сейчас приедем в Иерусалим, то увидим, что храм Гроба Господня входит в пределы старого города. В то время как в Евангелии сказано, что Господь пострадал вне городских стен, Голгофа находилась снаружи. Тем более, мы знаем, что согласно еврейским законам захоронение внутри города тоже было невозможно. И по законам соблюдения чистоты хоронить надо было снаружи.

Обнаружение стены Иерусалима тех времен – это заслуга русских исследователей. Такой замечательный начальник Русской духовной миссии, как архимандрит Антонин (Капустин), получив участок около храма Воскресения Христова от русского консула Дорогобужинов, предпринял там ряд исследований. И при раскопках на месте старого католического монастыря Санта-Мария-Латина были обнаружены стены, относившиеся как раз к периоду Ирода, и тот самый порог Судных врат, который сейчас можно видеть на русских раскопках на Александровском подворье. Это обнаружение стены позволило сказать, что стена действительно проходила в другом месте и Господь вышел из города на Голгофу и был погребен вне.

Можно сказать, что до недавнего времени это расположение стены было одним из самых сильных, хотя и косвенных свидетельств в пользу подлинности гробницы. Однако сомнения, высказанные еще в XIX веке, позволили английскому генералу Гордону предложить другое место. Это так называемая садовая гробница, которая находится вне современных стен Иерусалима, на севере, в сотне с небольшим метров от Дамасских ворот. Садовая гробница расположена в скале, вид которой напоминает череп, и, прогуливаясь в окрестностях, Гордон предположил, что это и есть та самая Голгофа, в определенном ракурсе, действительно, напоминающая череп. Если мы сейчас туда придем, то увидим многочисленные группы протестантов, которые туда приходят, в то время как традиционные конфессии (православные, католики, эфиопы, копты) приходят именно в храм Воскресения Христова.

Однако современные исследования как раз совершенно не подтверждают отнесение этой садовой гробницы генерала Гордона к временам Господа Иисуса Христа. Это гробница периода Первого храма, они были устроены по-другому: у них не сводчатые, а плоские потолки, они вырубались другими инструментами, в более поздний период их пилили специфическими пилами, от которых остаются гребнистые следы, а там стены гладкие. Целый ряд особенностей указывает, что эта гробница более раннего периода. И кроме фантазий Гордона ничто не связывает это место с местом погребения Спасителя.