Андрей Григорьев, доктор филологических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Медицина как наука зарождается еще в Древнем Египте и в Месопотамии. Но первоначально такие общие ближневосточные, средиземноморские представления состояли в том, что болезни и недуги вообще появляются под влиянием того, что в организм вселяются духи умерших людей и поэтому необходимо применять определенные заговоры и заклинания, чтобы этих духов из организма удалить и в этом собственно и заключается лечение.
Но, в общем-то, достаточно быстро врачебная наука стала развиваться и открыли неожиданно, что причиной болезней может быть нездоровая пища, неблагоприятный климат и тогда нужно применять даже определенные лекарства – микстуры, пластыри, мази и так далее. Это как раз появилось в Древнем Египте и арсенал врача несколько расширился. Ну и в Древней Греции сначала говорили, что это боги болезни вызывают, а потом достаточно быстро уже в классический период, тот же самый Софокл, Еврипид – греческие трагики известные говорили о том, что все это предание старины глубокой, что врач должен лечить железом, то есть используя определенные медицинские инструменты. И в греческой и латинской даже традиции наука дошла до того, что говорили о том, что болезни, здесь влияют и внутренние, и внешние факторы, что времена года, климат, атмосфера, тяжелый труд – это то, что может вызывать болезни, неправильное питание, то есть, в общем-то, все причины. Даже, понятное дело, возраст. Все причины, вызывающие болезни, были открыты уже в древности. Ну и вообще говоря в том же самом Древнем Риме наука врачебная достигла больших успехов и как говорят специалисты, арсенал хирурга в Древнем Риме и арсенал современного хирурга – инструментарий, отличался как будто бы всего лишь на два инструмента. В лечении некоторых болезней, например, катаракты, римляне достигли очень больших успехов, даже современная наука, современная практика медицинская к этому пришла достаточно поздно.
Если мы говорим о библейском контексте, то здесь уже проявляется влияние разных традиций, в том числе и ближневосточных, месопотамских представлений, также считается, что некие духи людей, которые уже умерли, вселяются в человека и с другой стороны они и способны исцелять. То есть наоборот их нужно призывать для того, чтобы они лечили от болезней. Некие рефаимы, рафаимы, которые встречаются в Ветхом завете и переводятся как раз словом «врач». То есть иудейские цари, которые уклонялись то в веру в единого Бога, то как раз в многобожие, нередко, когда заболевали – обращались к врачам. Но эти врачи – это не люди, владеющие медицинскими знаниями, а эти самые некие духи, которые вселялись в человека и вроде бы производили некое лечение. Поэтому эти магические практики, о которых идет речь и сейчас мы сталкиваемся в современной жизни, когда многие обращаются к экстрасенсам и другим нестандартным, нетрадиционным способам исцеления – это как раз-таки было еще и в глубокой древности отражается даже в библейском тексте. Ну и конечно же этому противопоставляется отрицание всех этих духов и богов и обращение к Богу и именно Бог может человека и исцелить, вот этот очень важный глагол, который встречается в славянском тексте в переводе выражения «врачу, исцелися сам», то есть сделать целым не только физически, но и духовно, это физическая и духовно-нравственная целость, целостность. Это понятие входит в русское слово «цел» после принятия христианства. И вот как раз-таки те, которые обращаются к шарлатанам, обращаются к целителям нетрадиционным, которые общаются с духами, и в Византии, и уже в Древней Руси по этой традиции конечно же порицались, их ждет после пришествия второго геенский огонь и так далее.
То есть в данном случае конечно же необходимо видеть образ праведного Иова, который страдал от многочисленных болезней, но потом в итоге Господь его исцелил. И этот как раз сюжет, что интересно, в древнем Новгороде у нас сюжет об Иове расположен в одном из древнейших новгородских храмов. Этот сюжет взят, найден из всего массива сюжетов библейских и расположен, где действительно страдающий Иов, а ему супруга дорогая протягивает на длинной палке, или на копье еду – не дай Бог заразиться от него и говорит: «Лучше бы ты проклял Бога и умер». Этот сюжет тоже оказывается был очень важен в древнерусской традиции и в итоге, как мы знаем, Иов как раз по слову Божию исцелен. И как раз такая традиция, поскольку конечно же древнерусские, собственно известны и монахи врачеватели, целители, считается, что использовали возможно не только молитву, но и какие-то еще более, или менее доступные средства излечения, к которым, как уже говорилось, вполне можно отнести просто здоровый образ жизни и тот же самый пост, который с медицинской точки зрения вполне способствует оздоровлению организма.
То есть такая действительно христианская система и методика по большому счету конечно же тоже была полезна в традиции Древней Руси. Вообще говоря, врач, по большому счету, как считается, организм сам себя лечит и здесь роль врача на самом деле в некотором смысле такая корректирующая. Если человек ведет здоровый образ жизни, он и может себя сам вылечить. И неудивительно, что само слово «медицина», слово «медик», как таковое, восходит к древнему индоевропейскому корню со значением «мерять», «измерять». То есть врач должен отмерить определенную дозу лекарства и дать его человеку, или просто, если метафорически говорить, поставить собственно человека в какие-то рамки, для того, чтобы он вылечился и стал здоровым.