Врет ли врач?

, доктор филологических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Выражение, которое рассматривалось в предыдущей серии: «Врачу, исцелися сам», включает в себя компонент «врач». Это слово достаточно известно и популярно в русском языке и очень часто учителя в школе, или уже преподаватели в университетах задают своим воспитанникам такую задачку: «Если мы возьмем слово «ткач» – кто такой ткач?» – «Это тот, кто ткет», – говорят ученики. «А врач?» – и вдруг учеников осеняет: «А врач – это тот, кто врет». Ну и действительно врачи… конечно медицина достигла определенных больших успехов сейчас творит самые настоящие чудеса, но тем не менее конечно же непрофессионализм встречается во многих сферах, ну а чем мы будем погружаться в глубины веков, тем, конечно же, больше. И об этом еще говорил Гиппократ и очень сетовал, что много шарлатанов среди врачей. И неужели действительно в слове «врач» заложен именно такой признак, врач, который сообщает неправду, хотя все-таки, конечно это человек, который должен осуществлять определенное лечение?

На самом деле, для того, чтобы эту точку зрения общепринятую поколебать, можно обратиться к трудам нашего известного великого академика этимолога Олега Николаевича Трубачева, который как раз и рассматривал это слово и пытался противостоять такому общепринятому известному мнению. На самом деле слово для обозначения врачей именно в ранней древнерусской и в старославянской традиции использовалось два слова – «балий» и «врач». И вот слово «балий» восходит к древнему индоевропейскому корню «бха», что означает «говорить», то есть получается, что видимо в языческой славянской традиции была практика лечения заклинаниями, то есть определенные слова, повторение которых вызывало у лечащего, или того, кто лечит, определенный эффект. Это слово было достаточно редкое и скорее в старославянских текстах встречается, хотя этот самый корень «бха» встречается и во многих русских словах и производных, тот же самый «баять», «баюшки-баю», тоже сообщение каких-то в музыкальной форме слушающему однотипных слов, или текстов, которые побуждают его заснуть. «Баять», «бахвал» и так далее, «обаяние» тот же самый корень, то есть связанное с говорением. То есть, обаятельный человек – который может тебя «обаять», то есть как бы оговорить, заговорить, заворожить словом, вот такая здесь семантика, такое значение.

А слово «врач» соответственно вроде бы должно быть от глагола «врати». В принципе можно соотнести со звукоподражательным компонентом типа «вор-вор-вор», тоже самое, как и «бар-бар-бар», как в греческой традиции «варвары», или первоначально «барбарос» назывались потому, что их речь непонятна, греки не хотели изучать языки покоренных народов, поэтому все не греки, не эллины назывались ими варварами, то есть как-то говорят непонятно. Ну и вот соответственно, может быть «врач» – это тот же самый звукоподражательный глагол. Но появляется он в русском языке только в XVI веке – в эпоху Ивана Грозного. А до этого такого глагола не было, а слово «врач» было, как же так получается, что не было глагола, от которого образовано? Ну и другие мнения приводит… доказательства приводит академик Трубачев, говоря о том, что если «врач» содержит в себе компонент «ра», тот же самый, как «град», или подобные с сонорным «ла» – типа «злато», то должны быть сочетания полногласные соответствующие – «град» – «город», «злато» – «золото» и подобные «брег» – «берег». А здесь мы видим «врач», а «вороч» нет. Хотя, казалось бы, на самом деле в живой традиции встречаются именно эти полногласные сочетания «оро», «оло», «ере», «ело», то есть «вороч», эта форма должна была зафиксироваться в русской традиции, а ее нет, только книжная, только «врач».

И как раз Трубачев делает вывод, что это слово, заимствованное в период контактов еще языческих с тюркскими языками и значит это слово «колдун», «прорицатель» на тюркских языках примерно восстанавливается, как «арвашчи» и соответственно в некоторых тюркских языках, или языках европейских, например, в венгерском, как «орвус», оно сохранилось, а первоначально именно значило «колдун», «прорицатель». То есть человек, который тоже лечит заклинаниями, но конечно же здесь практика, связанная не с сообщением неправды, или какого-то вздора и чепухи, слушающему. Это на самом деле значение и у слова «врать» то появилось не сразу, а чуть позднее. «Врать» первоначально просто означало «говорить». Само слово «врач» связано с определенными заклинаниями, определенными звуковыми комплексами и в славянской традиции оно противопоставлено как раз-таки лечению, так скажем, христианскими методами, то есть, через молитву, через обращение к Богу, поскольку очень часто считалось, что болезни посылаются именно за людские грехи. И известные древнерусские врачи, которые описываются в Киево-Печерском патерике, они как раз называются, ну и вообще говоря те, которые говорят, что не только нужно какие-то медицинские средства использовать, но и к Богу обратиться, задуматься о своей жизни. В принципе на самом деле есть в этом такая глубокая сермяжная правда, поскольку действительно человек, который ведет нравственный, положительный, здоровый образ жизни, человек, заботящийся о себе и думающий о Боге, он вообще говоря и лучше живет и здоровье у него лучше именно поэтому. А если он во грехе погряз, понятное дело, что и всякие болезни могут возникать.

Так что здесь как раз глубинная народная правда и очень соотносится с тем, как мы понимаем, кто человек здоровый, кто человек больной и так далее. Так что наряду со словом «врач» употреблялось еще и слово «целитель». Если «врач» обязательно… можно и о человеке христианской веры, даже о Боге сказать: «Врач душ и телес», – и так далее, – «Святой врач», – то есть нужно обязательно какие-то дополнительные слова, конкретизаторы, указывающие на святость, на божественное происхождение. Или слово «целитель» – тот, который исцеляет, делает целым и в том числе с христианской точки зрения. А само по себе слово «врач» уже в таком контексте позитивном начинается у нас употребление его только с петровского времени. До этого все-таки к врачам было очень подозрительное отношение. «Пусть врачи да истлеют», – и так далее. То есть такие очень негативные мнения о врачах были в контексте древнерусской традиции. Поэтому, как мы видим с вами врач, он все-таки не врет, врач исконно тот, кто лечит заклинаниями, а сейчас ему в помощь другие инновационные методы, которые сейчас использует современная медицина.