Монофизитизм

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

После осуждения Нестория и подписания примирительного трактата между Кириллом и Иоанном Антиохийским страсти поутихли. Однако горячие головы с обеих сторон желали продолжить внутрицерковную распрю.

Одной из таких горячих голов был Евтихий – настоятель одного из константинопольских монастырей, близкий сподвижник нового Египетского патриарха Диоскора, который имел необычайно могущественное положение при дворе. Дело в том, что Евтихий был крестным отцом препозита священной опочивальни – евнуха Хризафия, который был всесильным временщиком в последние годы правления Феодосия II. По сути Евтихий имел прямой выход на императора.

Развивая богословие Кирилла Александрийского и окончательно добивая несторианское богословие, Евтихий развивает новую христологическую гипотезу о том, что якобы Иисус Христос был только Богом и человеческого в Нем почти ничего не было. Эта концепция о существовании единой Божественной природы в Иисусе Христе получила название монофизитизм.

Богословие Евтихия возмутило многих христианских епископов с Балканского полуострова, из Малой Азии, Сирии. Если Иисус был только Богом, значит, Его человеческие крестные муки и страдания ничего не стоят: Он не испытал горькой чаши человеческой жизни. Евтихий и его учение попахивали ересью.

По этому поводу в Константинополе созывается Церковный Собор, не очень представительный, который осуждает Евтихия. И Евтихий прибегает к заступничеству с одной стороны своих друзей при дворе, а с другой – Диоскора Александрийского. Если предшественники Диоскора: Феофил, Кирилл Александрийский уже вольготно распоряжались в столице Египта, то Диоскора, не скрываясь, говорил, что здесь, в Египте, его власть больше, чем власть императора. Египетский клир вел борьбу за полное доминирование в империи.

Диоскора осуждает решение Константинопольского Собора, осудившего Евтихия, и созывает новый Собор – называя его Вселенским, на самом деле таковым он не являлся – так же в Эфесе. Второй Эфесский Собор 449 года – потом его назовут «разбойным Собором» – был не собором, но судилищем. Здесь тех, кто когда-то осуждал Евтихия, обвинили в тайном несторианстве. Покаявшихся бывших сторонников Нестория полностью разгромили, причем ход заседаний Собора шел с невероятными нарушениями: монахи Барсума Ассирийского, одного из сподвижников Диоскора, просто переломали пальцы писцам, которые, с их точки зрения, вели неправильную стенограмму. Тем не менее Диоскора мог праздновать победу: он пользовался поддержкой императора. Его оппоненты были сосланы либо отдалены от управления государством.

Возможно, Диоскур бы и победил, но через год после Второго Эфесского и «разбойного» Собора император Феодосий II, покровительствовавший Евтихию и Хризафию, скончался, и на престол вступает новый император – Маркиан. Маркиан понимает, что поддержка Диоскора невозможна: против него выступает сирийский клир, против него выступает Рим и значительная часть иерархов Балканского полуострова. Поэтому в 451 году он созывает новый уже Четвертый Вселенский Собор в предместье Константинополя – Халкидоне. Здесь ему удается собрать очень мощную антидиоскуровскую коалицию, в том числе из бывших сторонников Нестория, которые осуждают христологию Диоскора и устанавливают догмат о единстве двух природ во Втором Лице Троицы.

Диоскор не подчинился решениям Собора, удалился к себе в Египет, и здесь правление патриарха-монофизита, по сути, продолжилось. Монофизитизм в середине V века неожиданно для имперских властей становится национальной идеологией угнетенных низов Египта и Сирии. Эти крестьяне, которые были абсолютно не эллинизированы, находились под тяжким фискальным гнетом местной грекоязычной аристократии и провинциальной администрации. Все связанное с греками было им ненавистно, и конфликт местного патриарха с Константинополем, то есть с эллинами, греками, сразу делает его знаменем национальной борьбы окраин против столицы.

По сути, монофизитский спор еще больше расколол империю, точнее имперскую Церковь. С одной стороны, грекоязычные области, поддерживающие царя, на востоке их будут называть людьми царя, то есть мелькитами. А с другой – монофизиты, которые поддерживают местных церковных иерархов. Императоры Восточной Римской – Византийской империи оказываются в сложном положении. Либо они получают поддержку Балкан, Малой Азии, части Сирии и сохраняют контакт с Римом, придерживаясь халкидонского символа и тем самым отторгая от себя Сирию и Египет. Либо они пытаются найти какой-то компромисс с Сирией и Египтом и, вполне возможно, портят отношения и с западом.

Первый император, а точнее узурпатор, который понял, что необходимо пытаться заново соединить расколотую монофизитским спором Церковь, был Василиск, захвативший в 375 году власть в Константинополе. Он пытается примирить восточных и западных епископов. У Василиска это не получается, вскоре он будет свергнут. Однако свергнувший его законный император Зенон идет ровно по тому же пути. В 383 году он издает примирительный эдикт – Энотикон, в котором с помощью смягченных формулировок пытается выработать Символ веры, способный удовлетворить и умеренных западных епископов, и умеренный епископат востока. Энотикон не принимается ни радикальными монофизитами, ни наиболее последовательными халкидонитами.

Однако эта традиция будет продолжена следующим после Зенона императором – Анастасием I, который уже относительно открыто поддерживает монофизитов. На востоке он сталкивается в этом плане с серьезной оппозицией жителей Константинополя, дунайских провинций. С Римом Анастасий вообще разрывает отношения: римский папа обвиняет его в ереси. Императорская Церковь становится перед выбором, сделать который она, по сути, так и не сможет до VII века.

Монофизитский спор продолжится, в VI столетии монофизиты сформируют свою собственную церковную иерархию, по сути, параллельную Церковь. В VII веке почти все монофизитские области отпадут от империи и перейдут под контроль сначала персов, а потом новых арабских властителей восточного Средиземноморья. Таким образом, вопрос, кого поддержать: халкидонитов или монофизитов, для византийских императоров решится сам собой. Халкидониты останутся их подданными, а монофизиты выйдут из сферы политического контроля империи.

До настоящего времени сохраняется значительное количество монофизитских Церквей, большая часть из которых носит имя Якобитской: Якобитская Церковь Востока, Сирии, Якобитская Церковь Египта, Эфиопии и еще ряда регионов.