Ирина Языкова, кандидат культурологии
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Византия – удивительный феномен в смысле искусства, потому что она дала толчок для многих стран. Империя, безусловно, великая, рожденная гением Юстиниана, потому что, собственно, он и был ее создателем. При нем же строится величественный храм – храм Святой Софии. Храм, который называли чудом света. Даже сегодня, когда он окружен минаретами, сильно перестроен снаружи, он производит великое впечатление.
Когда вы входите в этот храм, то видите просто удивительную мистерию света и пространства, потому что эффект Святой Софии в том, что внутри она кажется больше, чем снаружи. И это благодаря удивительной архитектуре, где все построено на арках, окнах, апсидах и экседрах, и, конечно, великолепном куполе, который, как говорили в древности, подвешен на золотых цепях к небу. Этот эффект создается, потому что сорок окон сливаются в солнечную погоду буквально в единую линию, и кажется, что купол действительно не касается стен.
Для нас Святая София важна еще и потому, что она, действительно, дает такую визуализацию мировоззрения средневекового византийца. Дело в том, что и сама архитектура были иконой мира. Слово «икон» переводится как «образ», и храм – это не просто вместилище, место собрания, а именно образ мира. Византийцы мыслили его как некий пространственный образ, где Бог пребывает с людьми. Это образ, где свет играет свою удивительную роль, где целый синтез искусств, и где все сливалось во время литургии: и архитектура, и мозаики, и пение, и шествие духовенства с хорами и т.д. То есть сама София Константинопольская представляет собой пространственную икону Царства Небесного.
Святая София украшена великими мозаиками, из которых до нас дошли остатки, но все-таки даже они дают нам представление о том, как мыслилось Царство Небесное. Как мы уже говорили, образ мозаики очень хорошо лег на тот образ, который дает нам Откровение Иоанна Богослова. В последних главах этой книги сказано о том, что город, пришедший с Неба на землю – как купол Святой Софии, спускающийся с небес – выложен из драгоценных камней и улицы его украшены чистым золотом и прозрачным стеклом. Это как раз точное описание мозаики и Софии, и других византийских храмов.
Наверное, именно мозаика более всего визуально выражает представления византийцев о красоте и о красоте Царства Небесного. Эти переливы дают даже не столько цвет, сколько сияние этого цвета. Золото фона (а золото всегда особенно использовалось на фонах) дает сияющую среду, в которой находятся Христос, ангелы, Богородица, святые, цари, императоры, предстоящие с дарами перед троном Христа. То есть это, может быть, самое высшее выражение художественного гения Византии. Конечно, византийские иконы и фрески тоже прекрасны, но, наверное, мозаика более всего выражает религиозные и художественные представления византийцев.
Конечно, прекрасные мозаики мы имеем не только в Византии, но и, например, в Италии, сделанные греческими мастерами. Это все византийские мастера, которых приглашали по всему миру, для того чтобы они делали мозаика. Например, они украшали мозаиками храмы Равенны. В церкви святого Виталия в Равенне мы имеем изображения не только священных персонажей, но и Юстиниана с императрицей Феодора, которая выходит с дарами в пресвитерий, то есть предалтарное пространство, потому что императоры тоже участвовали в литургии и приносили на нее дары: хлеб и вино. Даже эти исторические портреты показывают нам, как мыслился космос, где наверху – Бог, а внизу – император, и весь этот космос устроен прекрасно, торжественно, красиво, литургично. Само слово «литургия» переводится как «общее дело». Общее дело людей и Бога – богослужение, в котором людей представляет император и патриарх.
То же самое можно видеть в сицилийских мозаиках. Да, они сделаны для латинян, для норманнских королей, которые царствовали в XI – XII веках на Сицилии, но сделали их византийские мастера. Любое государство Европы хотело бы подражать Византии, подражать великолепию Константинополя. Поэтому самые богатые из них – венецианцы и сицилийцы приглашали для украшения храмов именно византийских мастеров.
Феномен Византии в том, что она посеяла эти семена красоты, семена искусства во многих странах. И разрушенная Византия представлена сейчас за пределами Византии даже лучше, чем в самой Греции. Потому что в Греции осталось, увы, совсем немного, хотя и комплекс Дафни, и монастырских Осиос Лукас, и другие храмы еще сохранили византийские мозаики.
Наверное, именно мозаика выражает это представление о красоте, свете, торжестве, благости Царства Небесного.