Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Традиционно Византийская империя представляется как греческое государство. В Средневековье на Западе ее даже называли Греческой империей. Это определение не вполне справедливо для интересующего нас периода. Империя была населена десятками различных народов. Из них греки, конечно, составляли значительный процент. Хотя говорить о большинстве, вероятно, не приходится.
Собственно, греки составляли основу населения на юге Балканского полуострова, на западе Малой Азии. Кроме того, они составляли костяк городского населения в Сирии, Палестине, Египте и Киренаике.
Греческий язык был в ранневизантийской империи культуры, философии, образования. Постепенно, на протяжении V – VII столетий идет постепенное распространение греческого языка на систему государственного управления. Первым государственным чиновником высшего ранга, который начал издавать свои распоряжения на греческом языке, был знаменитый египетский поэт Кир Панополетанский, который в 40-е годы V столетия занял сразу две высших должности ранневизантийской империи: он был префектом Востока и префектом Константинополя. Тем не менее новообразования Кира не прижились. В дальнейшем на этот же путь встал один из виднейших министров императора Юстиниана Иоанн Каппадокийский. Но окончательный переход на греческий в качестве государственного языка утвердился только в VII веке.
Второй важной частью ранней Византии были латиноязычные жители, то есть римляне или латинизированное романо-язычное население. Встретить латиноязычных жителей можно было на территории Далмации, где они составляли большинство, а также в Придунайских провинциях. В принципе, латинский язык в повседневной жизни был распространен гораздо меньше. Образованному жителю Византийской империи, в общем-то, даже не нужно было изучать латинский. Так, например, знаменитый софист IV века Либаний почти кичился тем, что не знает этого варварского наречия.
Кроме того, на Балканах сохранялись остатки автохтонного населения – это прежде всего иллирийцы. О том, что иллирийский язык был широко распространен, нам говорит сохранение до настоящего времени албанского языка, который, судя по всему, является прямым наследником древнего иллирийского наречия. А также это были фракийцы, которых довольно много проживало в окрестностях столицы Константинополя. Но о них как о народе со своим языком и культурой редко вспоминают в источниках. Однако есть интересная запись одного галльского пилигрима, посетившего Синайские монастыри в VI веке, который упоминает, что в одном из монастырей разговаривают на греческом, латинском, коптском (то есть египетском) и на бесском. Бессы – это одно из крупнейших фракийских племен. Если монахи разговаривают на этом языке, то, вероятно, и фракийское население сохраняло свой родной язык.
В Малой Азии помимо греков проживало довольно много армян. Помимо большого армянского населения здесь также сохранялись автохтоны: галаты, переселившиеся сюда в III столетии до новой эры кельты, также сохранявшие свой язык. Иероним Стридонский говорил на исходе IV века, что галат, кельт, живущий в Малой Азии, с легкостью может понять своего сородича – галла, живущего на территории современной Франции. И это исавры. Исаврия была гористым регионом, расположенным на юго-востоке Малой Азии, где сохранялся местный племенной строй, местные горцы жили кланами. Начиная с III века исавры по сути не подчинялись римскому правительству и представляли собой некий анклав, не подчиняющийся Константинополю, в самом центре – самом сердце византийских владений в Малой Азии. Исаврийские разбойники на протяжении столетий беспокоили окрестных мирных поселенцев, разоряли города, и война с ними была настоящей головной болью для византийского правительства.
На территории Сирии основным сельским населением были сирийцы. Причем если на западе Сирии сирийцы – это в основном селяне, а горожане – в основном греки, то чем ближе к Месопотамии, тем сильнее становился сирийский компонент городского населения. В таком крупном культурном и религиозном центре, как Эдесса, сирийцы составляли даже большинство местной аристократии.
Интересно отметить, что сирийцы были одним из четырех народов, населявших империю, имевших свою письменность и довольно развитую литературу. IV – VII века – это период расцвета сирийской литературы и деятельности таких блистательных поэтов, как например, Ефрем Сирин.
Южнее, в Палестине, сохранялась значительная часть иудейского населения. А также здесь проживали многочисленные самаритяне – этно-религиозная общность, по сути, сектанты внутри иудаизма.
Основной частью римского Египта были египтяне, которых с IV века начинают звать коптами. Коптская общность во многом формируется на основе принятия египтянами христианства. По сути это так же, как самаритяне, этно-религиозная общность.
В интересующем нас периоде – IV веке – окончательно формируется коптская письменность, которая представляет собой развитие древнеегипетского языка, наложенного на греческий алфавит.