Василий Поленов: жизнь Христа в картинах

Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Василий Дмитриевич Поленов был художником, которому, казалось бы, судьба очень благоволила. Он был интересным живописцем, у него прекрасные пейзажи. Он был гениальным портретистом. Наверное, лучшие портреты русских писателей принадлежат именно его кисти. И, казалось бы, все в его художественной и творческой судьбе состоялось, но была одна тема, которая его не отпускала, – это тема Христа, тема Евангелия. И Поленов задумал сделать такой живописный цикл, где было бы отражено все Евангелие эпизод за эпизодом. Как и грандиозная задача – вместить все Евангелие в одну картину, которую ставил перед своей картиной Иванов, эта задача, наверное, столь же грандиозна.

Более того, будучи очень основательным человеком, для того чтобы написать такие, я бы сказала, картины-исследования, дающие историческую основу, Поленов предпринял поездку в Палестину. Если Иванов писал палестинские пейзажи с итальянских, то Поленов хотел, чтобы все было достоверно и природа была палестинская. Он изучал быт людей, которые там жили, чтобы все было верно этнографически. Он хотел показать достоверность – это задача совершенно новая. Если Иванов хотел показать идею, Ге – показать Христа без всяких прикрас, без Божественного ореола, а пророческое «ни вида, ни величия», то Поленов хотел показать исторического Христа.

Вообще, в западной библеистике того времени (в русской, может быть, это было еще не совсем так) искали именно исторического Христа, как бы отделив так называемый миф от так называемой истории. Я говорю «так называемый» потому, что все очень переплетено, и сегодняшняя библеистика, конечно, стоит немного на других основаниях. Тем не менее этот поиск исторического Христа задел и русских художников, в частности Василия Дмитриевича Поленова.

Предприняв поездку в Палестину, Сирию, в целом по Ближнему Востоку, он многое из нее вынес. В его картинах мы видим и реальный пейзаж Святой Земли, какие-то бытовые детали и т.д. И видим удивительный образ Христа, , может быть, не очень привычный, но которому доверяешь.

Сначала произвела сенсацию его картина «Христос и грешница». На ступенях храма сидит группа апостолов рядом с Христом, и фарисеи подводят к ним грешницу. Сначала мы даже ищем среди этих людей, где же Христос, который выделяется среди них только тем, что Он пишет перстом на земле. Мы знаем, что в этом эпизоде так и происходило. Женщина, которую подводят, в страхе смотрит на него, и мы понимаем, как решается судьба этой женщины. Залитый солнцем пейзаж, прекрасный храм – и эта коллизия… Она была решена удивительно. Это был какой-то свежий ветер, новая струя, в которой Поленов и пытался сделать все остальные картины.

Многие из этих картин остались как эскизы, но даже они показывают, насколько глубоко работал этот художник и насколько он проникся духом Евангелия. Может быть, даже не столько религиозным духом, а человеческим – образом Христа. Видимо, эпохе было очень важно почувствовать Христа как человека. О Христе как о Боге Церковь говорила многие века, а в это время надо было почувствовать в Нем человеческое, которое проявилось в Нем абсолютно в такой же полноте. Интересно, что художники, тот же Поленов, показывают это очень достоверно.

Может быть, сегодняшнему человеку даже легче через картины Поленова увидеть человечество Христа. Ему не нужно было нимба, но человек, идущий по берегу Галилейского моря, где прозрачная вода и красота пейзажа, нами сразу узнается – мы сразу понимаем, что это Христос.

В картине, которая называется «Думы» и где на высоком берегу просто сидит человек, мы тоже узнаем, что это Христос. В человеке, который приближается к дому, где живут Марфа и Мария, только идет по дороге, мы видим, что это Христос.

Как ни странно, человек, который считался неверующим, очень глубоко почувствовал человечность Христа. И я думаю, что сегодняшнему зрителю картины Поленова очень помогут при изучении Евангелия. И то, что он расставил это по эпизодам, – можно сказать, что он предвосхитил кинематографические разработки образа Христа.