Археология о раннем периоде жизни Иисуса Христа. Назарет и Капернаум

Священник Александр Тимофеев, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

В Назарете найдено жилище, под которым находятся такие хозяйственные постройки, вырубленные в скале. Предание связывает с одним из этих жилищ воспоминание о доме Иосифа Обручника, с другой, называет дом Пресвятой Богородицы. Один из гротов, находящихся под церковью Благовещения, в традиции называется «гротом Благовещения». Сейчас там находится католический храм, можно приехать и посмотреть. В этом гроте поставлен престол и сделана надпись по-латыни «Здесь Слово стало плотью». Имеется в виду сам момент благовещения: сам Архангел Гавриил благовествовал Святой Деве.

Вполне возможно, что место, указанное этим католическим храмом, более или менее соответствует евангельским событиям.  До нынешнего католического здесь был храм византийский, построенный действительно над этим гротом, он был разрушен.

Возвращаясь в IV век, времена Константина и Елены, мы видим, что просто так – не изучив досконально местное предание, не сопоставив с сохранившимися на тот момент историческими источниками, не связав евангельское повествование с местным контекстом – храмы не строили. Поэтому построение католического храма именно над этим гротом действительно оправдано с точки зрения контекста.

Еще одно интересное место, которое там есть, – это источник, называемый «источником Девы Марии». Опять же мы должны связать археологический контекст с Преданием. Довольно древние устные свидетельства говорят о том, что Пресвятая Богородица впервые услышала голос Архангела, еще придя к этому источнику. А потом, вернувшись домой, уже получила благовествование. Поэтому источник почитается православными, там находится православный храм, а гроб Благовещения во владении у католиков – в Святой Земле это довольно обычное дело.

Многочисленные надписи, граффити древних христианских паломников указывают на то, что они почитали это место, как связанное именно с Пресвятой Богородицей. Еще один интересный момент – считается, что первым строителем храма был Иосиф Тивериадский, иудей, принявший христианство и получивший разрешение строить храмы для древних христиан. В какой-то момент до этого древнего здания IV века в Назарете существовала синагога, которую некоторые исследователи интерпретировали как иудео-христианское место собрания, то есть первоначально это была синагога, в которой потом собирались христиане. Это, правда, не доказано, но из исторических источников известно, что еще во II – III веках приходившим в Назарет христианам местные жители показывали чуть ли не скамью, на которой сидел Иисус, хотя, конечно, синагога более поздняя.  Это характерный пример того, что как в III – IV  веках местные жители относились к паломникам, примерно так относятся и сейчас: выдавая желаемое за действительное. Разумеется, никакой скамьи времен Господа Иисуса Христа в Назарете не сохранилось. Тем не менее то, что мы видим этот галилейский контекст Рождества и Благовещения, очень интересно.

Среди галилейских городов, связанных с именем Господа Иисуса Христа, большое значение имеет Капернаум. Многие даже считали, что Иисус происходит из Капернаума.  В Евангелии есть упоминание: «Что же Ты не совершил таких чудес, как в отечестве Твоем – в Капернауме?» В то время как в Евангелии сказано, что Господь пришел и поселился в Капернауме. Капернаум неплохо сохранился до наших дней. Место Капернаума принадлежит сейчас католикам, там построен замечательный католический храм.

Вот что там было найдено необыкновенно интересное и довольно определенно связанное с евангельскими событиями. Во время раскопок была обнаружена ортогональная византийская церковь (посмотрите здесь на изображении). Ниже под ней еще более древняя церковь IV века с прямоугольными стенами. И (вот эта) церковь, построенная на основании дома I века. Целая серия храмов, построенная над одним и тем же домом, навела на мысль, что это и есть место первого христианского собрания. Это место называли домом апостола Петра и, по всей видимости, справедливо.

Мы помним, как в евангельских повествованиях говорится о том, как Господь приходит в Капернаум, как исцеляет тещу Петрову, лежащую в горячке. Место, где Господь мог приклонить голову, – это как раз дом Его друзей, рыбаков-апостолов. И, по всей видимости, дом апостола Петра идентифицирован правильно, поскольку предание в Капернауме практически не прерывалось с I века. Многочисленные надписи, лампы, которые относятся к временам Ирода, дают надежную датировку этого здания. Соответственно, в этом самом Капернауме приморском разворачивались многие известные нам из Священного Писания события.

Капернаумская синагога из белого камня, находящаяся рядом, буквально в нескольких десятках метров, построена позднее и датируется IV веком. Под ней находится основание синагоги из местного черного базальта – той самой, в которую ходил Господь и проповедовал в ней. Здание синагоги времен Спасителя было разрушено местными жителями при построении более современной и величественной синагоги.