Игра в жизни ребенка

Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда «Сполох».

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Я – мама четверых детей в возрасте от 11 до 26 лет и играя со своими детьми, конечно я получила большой опыт. Но кроме того, я руководителей скаутского отряда «Сполох» – детского разновозрастного объединения, которое существует уже более 20 лет. И игра – это основной метод работы с детьми в скаутинге. Кроме того, игра, по определению, которое вы можете найти в любом справочнике и на любом ресурсе в интернете, игра – это основной вид деятельности любого ребенка. Взрослый, который любит детей, с которыми он общается, взрослый родитель, который любит своих детей, который их воспитывает и выращивает, взрослый, который сталкивается с детьми в своей профессиональной деятельности должен всегда об этом помнить. Через игру ребенок учится чему-то. Через игру он начинает общаться с людьми, через игру он осваивает какие-то навыки и осваивает какие-то формы поведения. Через игру он понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Через игру ребенок развивает свое мышление, воображение, креативность, навыки логические, навыки работы с пространством и временем. Через игру ребенок может освоить даже навыки самостоятельной работы. Через игру мы помогаем детям социализироваться, чувствовать себя уверенно в обществе, в котором они существуют. Через игру мы помогаем ребятам учиться взаимодействовать, учиться добиваться коллективных результатов.

В своей лекции я хотела бы рассказать вам о том, как мы применяем игры во всех сферах общения с детьми, начиная с бытового общения – дома, на улице, в машине, и заканчивая рассказом об играх, которые мы проводим для коллективов детей, для больших коллективов детей, для того, чтобы их чему-то научить, для того, чтобы с помощью игры добиться красивых интересных результатов в их жизни, которыми они будут гордиться и о которых они долго потом будут вспоминать.

Игра приходит к человеку, ко взрослому человеку, как метод общения с ребенком, если он просто внимательно относится к этому ребенку. Если он подмечает, что ребенку интересно, если он видит проявленный ребенком интерес к какому-то явлению в жизни, какому-то предмету, какой-то игрушке, какому-то существу, какому-то явлению, какому-то процессу, или к какому-нибудь мультфильму, игре, книжке и так далее – это все может послужить поводом для игры. Поскольку игра – это вид деятельности, который ориентирован не только на получение результатов, но и на развитие процессов, поэтому хорошо бы взрослому, который хочет поиграть с ребенком понять, какие навыки он хочет развивать в ребенке с помощью этой игры. И ответы на вопросы приходят сами собой.

А сегодня я расскажу вам о тех игровых формах, которые могут прийти вам в голову во время различных жизненных ситуаций. Приведу несколько примеров. Я хочу приготовить обед, со мной рядом маленький ребенок. Я понимаю, что ребенка надо чем-нибудь занять и это не должен быть Айпад, это не должен быть мультик, за которым ребенок скоротает время в одиночестве – это должна быть деятельность, в которую будем вовлечены и я, и ребенок, но мне нужно приготовить обед. Мы можем поиграть с ребенком в самые разные игры, начиная с того, что, когда я читаю рецепт, или озвучиваю рецепт ребенку, я говорю о том, что мне нужно использовать для приготовления какого-то блюда столько-то картошки, столько-то морковки, столько-то луковиц и так далее и прошу ребенка помочь мне подобрать из корзины эти овощи. Когда я озвучиваю количество – я могу поиграть с ребенком в счет, я прошу его посчитать, действительно ли нужное количество овощей мы подобрали. А вообще, что такое овощи, чем они отличаются от, например, фруктов? А давай придумаем, что к нам придет в гости зайчик, или мишка и какую еду они едят, что мы можем предложить этим гостям из тех овощей, фруктов, или из того, что есть в холодильнике для того, чтобы они попробовали. Я могу говорить с детьми на кухне о форме, о цвете, я могу говорить о том, чем похожи и чем различаются какие-то кухонные предметы, или предметы из которых мы будем готовить с ними обед. Я могу говорить об алгоритмах, о том, что вслед за чем мы должны делать для того, чтобы обед получился. Мы можем обсуждать с ними, что такое вкусно, и что такое нет и какие вкусовые ощущения бывают у человека. И таким образом даже в этом примере мы видим, что простой процесс приготовления пищи на кухне может стать игрой – игрой в которой будут развиваться самые разные навыки. От навыка различения формы предметов, до навыка формирования алгоритмов каких-то действий.

Если я вижу, что ребенок проявил себя в какой-то жизненной ситуации не очень красиво, не очень хорошо, я понимаю, что игровой метод для ребенка решения ситуации, понимания, как нужно было вести себя в этой ситуации подойдет лучше, чем простая нотация. И я попробую вспомнить детские сказки, попробую вспомнить мультфильмы, которые любит мой ребенок и в которых могла бы быть подобная ситуация. И предложу ему поиграть и может быть выступлю в роли того персонажа, который некрасиво и неправильно себя ведет, а может быть попрошу в роли этого персонажа выступить ребенка, а потом постараюсь обсудить с ним причины такого поведения. Постараюсь понять через игру, что сподвигло человека повести себя так, а не иначе. И вот эти игровые примеры, ролевые игры с помощью известных ребенку сюжетов – из сказок, из просмотренных мультфильмов, фильмов и так далее, они гораздо лучше помогают мне разобраться в причинах поведения ребенка.

У многих ребят современных есть проблемы с общением, проблемы с социализацией и игра используется нами на занятиях в том числе для того, чтобы люди учились общаться. Мы проигрываем с ними ситуации, например, встречи со знакомым человеком, с неприятным человеком, с человеком, который играет какую-то роль в жизни – это полицейский, это врач, это учитель и так далее, это человек на улице у которого нужно узнать дорогу, и мы проигрываем с ними ситуации, в которых они могут оказаться и обсуждаем, какое поведение наиболее приемлемо в обществе того персонажа, которого сыграл ребенок, или того персонажа, которого играл взрослый и так далее.

То есть игра служите еще и средством социализации, помогая детям в развитии коммуникативных навыков. Интересно также с помощью игры помогать ребятам принимать решения. К сожалению, современные детские сад и школа, когда они сняли с себя, не по своей воле, сняли с себя функции воспитательные, они больше стали учить детей шаблонному стандартному мышлению и поведению. И в таких ситуация принятия решения ребенком сводится зачастую к выбору из стандартов, из шаблонов, которым его учили. Если же мы проигрываем различные ситуации в большом количестве игр – поведенческих, ситуационных, ролевых, то мы помогаем ребенку, оказываясь в роли вроде бы игровой, в роли персонажа, принимать решения в том числе и нестандартные.