Как научиться работать в команде

Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда “Сполох”.

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Сейчас не часто встретишь многодетную семью. Ребенок один у мамы, папы, кучи бабушек, дедушек и прочих родственников. Ребенок хорошо с ними взаимодействует, они много обращают на него внимания, поскольку он один единственный у всех, но как только ребенок попадает в детский коллектив – это рано, или поздно происходит, у него начинаются проблемы – проблемы взаимодействия, проблемы определения своей роли в каком-то детском коллективе, проблемы получения уважения от остальных участников команды, проблемы организации совместной работы и достижения совместных результатов.

К сожалению, среди детей, с которыми мы общаемся в последние годы, все больше и больше таких одиночек. Тем не менее, современный мир предполагает успешность человека в том случае, если он умеет работать в команде, одиночки редко бывают успешными. Поэтому, мы большое внимание уделяем играм, которые развивают в ребенке качества, помогающие ему быть успешным в детском коллективе.

Это можно начинать в самом начале, когда мы вместе с ребенком, я рассказывала уже об этом, хотим вместе снимать, например, мультипликационный фильм, мы позовем его друзей и мы подумаем – кто делает мультики? Какие люди? Какие роли? Мы поговорим с ними о том, кому что интересно. Уже сейчас мы пытаемся внушить ребенку, что заниматься нужно тем, что тебе интересно, мы поговорим о том, кому интересно быть режиссером, кому интересно придумывать сюжет и быть сценаристом, кому интересно стоять у камеры и снимать, кому интересно делать персонажей и так далее. Что дальше? Дальше мы говорим о том, что, если человек взялся за какую-то роль, он должен понимать, что именно ему нужно делать в рамках этой роли, какой функционал у каждой роли в этом небольшом детском проекте. Дальше мы говорим о том, что ни одна роль без других сама мультипликационный фильм сделать не сможет. Роли должны взаимодействовать. Что, к тому моменту, когда сценарий будет написан у нас должны быть изготовлены персонажи, что потом снимать нужно в соответствии с разработанным сценарием. Что человеку, который будет монтировать этот ролик, этот фильм, нужно будет участие остальных членов команды для того, чтобы все шло по плану и все получилось в результате хорошо.

Подобных ситуаций, над которыми работает коллектив у детей может быть много, даже в обычной жизни – мы можем вместе приготовить ужин, например. Мы можем организовать день рождения бабушки вместе. Мы можем вместе изготовить настольную игру, а можем поставить спектакль. Мы можем вместе, если говорить про школьный коллектив, или отрядный коллектив – выпустить газету и так далее. И когда мы ставим перед ребятами задачу, или вместе с ними ставим задачу, рассчитанную на такое коллективное исполнение – мы обычно работаем так, как взрослые работают с проектами. Сначала мы занимаемся целеполаганием, мы понимаем кому это нужно и зачем. Далее мы понимаем, какие роли должны быть в коллективе, мы составляем план. Для маленьких детей – это небольшой план, для детей постарше – это серьезный план со сроками, бюджетами и так далее. Составив план, мы приступаем к его исполнению. Мы задаем контрольные точки, в которых мы должны проверить промежуточные результаты. Мы занимаемся рефлексией и наши даже 10-летние дети знают это слово, мы понимаем, что мы сделали на каком этапе, сделали мы это хорошо, или плохо, рассуждаем, чем вклад в общее дело был самым эффективным, чья роль оказалась не задействованной и так далее и мы обязательно в конце подводим итоги и поощряем команду, и поощряем каждого участника, и каждый участник говорит о других что-то хорошее. То есть, это реальная командная работа.

Кроме того, если говорить про деятельность нашего скаутского отряда, то работа в микрогруппах – это один из основных методов работы. Ребята постоянно находятся в ситуации, когда они должны работать в команде, а взрослые, наблюдая за их деятельностью, не только потом помогают им рефлексировать, но еще и пытаются выявить лидеров в этих коллективах и пытаются с этими лидерами работать.

Если коллектив устоявшийся, то дальше можно говорить о командообразовании, о том самом серьезном взрослом тимбилдинге, который проводится во многих корпорациях. Как этот коллектив может вместе решать какие-то игровые, но потом очень важные для жизни ситуации.

Игры в развитии навыков работы в команде – это очень важная составляющая развития любого ребенка.