Учение успешной психологии Джоэл и Чампиона Тойчей

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Наиболее широко в обиход вошел сам термин «психология успеха», или «успешная психология» после того, как супруги Тойче в Германии разработали целый курс такой психологии, вернее целый курс обучения человека успеху. Надо сказать, что, в общем, это были люди без какого-то специального образования и достаточно странной судьбы, тяжелой судьбы. В общем, для них, конечно, занятия психологией успеха – это был, скорее некоторый выход на коммерческий простор. То есть они увидели в этом способ действительно иметь большой коммерческий успех, потому что чувствовали, что вот на это есть спрос. Но, а кроме того, они обладают такими своеобразными религиозными, или псевдодуховными знаниями, верой и поэтому в конце концов то, что они создали просто превратилось в такой психокульт, или в такую психологическую религиозную секту. Но тем не менее, конечно они брали что-то из существующей психологической практики.

Свой курс они сделали как бы из двух курсов. Они придумали такую псевдонауку, как физика человека, такую псевдонауку, как психогенетика человека, которая ничего общего не имеет с психогенетикой, с реальной наукой. И из этого они слепили свой курс, как используя все данные о человеке, о его семье, о его предках, как в конце концов вырваться из этого состояния неуспеха и обрести это состояние успеха. То есть для них успех – это прежде всего состояние, в которое входит человек и тут его уже ничего не может ограничить. И очень интересны 14 пунктов успеха. Среди них особенно трогательный второй пункт – это то, что нужно просто избегать людей, которые вам неприятны. Надо избегать думать о неуспехе, надо избегать общаться с неуспешными людьми, надо смотреть только хорошие фильмы про успешных людей, читать только хорошие истории про успешных людей и самому себе постоянно внушать, что ты человек успешный, что тебя непременно ждет успех. И таким образом можно сказать, что их практика скорее практика уговаривания, то есть надо уговорить себя, что ты успешный и надо отказаться от всего, что в тебе есть неуспешного.

На самом деле мы можем сказать, что у каждого человека есть много проблем. И есть конечно проблемы, которые идут с детства, есть проблемы, которые, можно сказать так, унаследованы, или приобретены в семье. И эти проблемы нуждаются в преодолении их. На самом деле не уговаривать себя надо, что ты хороший, успешный и что тебя ждет и слава, и успех, и все остальное. Нужно просто снимать те трудности, которые у тебя есть. То есть, если… как говорят психологи, есть сдвиг мотива на цель. То есть, если главным мотивом будет успех, то целью на пути к этому успеху будет достижение психического здоровья, душевного равновесия, того состояния, когда человек способен к труду, когда он работоспособен, когда у него есть ресурсы для работы, когда у него есть большой творческий потенциал. И можно сказать, что такой целью для достижения главного мотива является некое духовное, душевное здоровье человека. И на самом деле, если мы будем действительно заниматься этой проблемой всерьез, то происходит сдвиг мотива на цель. То есть, здоровье человека и является главным мотивом.

Потому что успех, это такая на самом деле зыбкая категория и мы знаем в Писании написано: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою потеряет?» Успех может быть и во вред тебе, как личности, твоему здоровью, твоему состоянию. Потому что мы часто говорим, что успех иногда портит душу человека. «Люди гибнут за металл», – поет Мефистофель в опере «Фауст». И действительно получается, что успех, будучи самоцелью, может на самом деле жестоко переломать человека. И получится, что тогда все те крохи, которые они предлагают для улучшения психического здоровья человека, они, в общем-то, ничего не дадут. Но если мы рассматриваем здоровье человека, его творческие способности, его работоспособность, как главные условия достижения в том числе и успеха, то тогда, конечно, мы на более верном пути. То есть, все-таки целью психологической помощи человека является – это помочь ему стать в полном смысле личностью.

И мы видим, что христианство нам предлагает самые разные формы успеха. Один человек пришел в церковь и говорит: «Ну, расскажите мне, кто у вас в церкви самый успешный? Где у вас хотя бы изображение самого вашего лидера, который всего добился», – бабушка: «Лидер, а, главный в смысле?» – и показывает ему на распятие – вот. «И это что? Вот этот человек, которого прибили к кресту, он является вашим лидером? Это ваш ориентир? На это вы ориентируетесь. Я не хочу себе такой карьеры», – она говорит: «Ну, понимаете, с другой стороны, он умер, но воскрес и еще и всех нас воскресит с собою». И оказывается, что действительно, когда человек занимается здоровьем своей собственной личности, оздоровлением своей души, то у него и понятие успеха очень сильно меняет свои контуры и очень сильно меняет свое содержание.