Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда «Сполох».
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Несколько лет назад мы забили тревогу в своих детских коллективах, с которыми общаемся, среди семей с которыми мы общаемся. Мы заявили: дети перестали быть любопытными, они не хотят узнавать что-то новое и интересное, они не хотят исследовать, они не хотят потом анализировать что-то и так далее. Это следствие очень многих факторов, здесь можно долго рассуждать, что именно – интернет, или современные образовательные методики, когда человеку выдается все в голову сразу шаблонно, стандартно, что повлияло на такую трансформацию детей. Но для нас – это показалось очень странным и неправильным. Ребенок должен быть любопытным, ребенку должно быть интересно, он же ребенок.
Мы стали придумывать такие формы, такие игры, которые побуждают ребенка, заставляют его исследовать. Мы назвали одну из этих форм экспедицией. Экспедиция может быть организована с ребенком даже в какое-то очень знакомое ему место, например, парк «Сокольники», или, например, сквер и детская площадка возле дома. Экспедиция может быть организована в город, в котором ты живешь, но которого не знаешь. Экспедиция может быть организована в другой город, или в другую страну. К сожалению, для очень занятых взрослых у нас нет пока таких рекомендаций, таких ресурсов, где они могли бы найти для себя готовую экспедицию, которую вместе с ребенком могли бы пройти. Есть энтузиасты, группы энтузиастов, которые периодически предлагают нам поучаствовать в каких-то играх, подобных нашей экспедиции. Но, пока наша практика показывает, что взрослый должен серьезно готовиться к экспедиции для того, чтобы она ребенку была интересна.
Итак, когда мы отправляемся в экспедицию, мы можем играть какую-то роль. Мы можем играть роль прогрессоров, которые осваивают новые территории. Они могут называться викингами, они могут называться прогрессорами, как у Стругацких, они могут называться какими-нибудь рыцарями – рыцарским орденом, который ищет для себя новые земли, для человечества осваивает их и так далее. Но должна быть какая-то игровая канва, в которой эта экспедиция осуществляется. А может быть ребенок хочет получить профессию, которая предполагает наличие исследовательских навыков, может быть он будет биологом, может быть, он хочет быть географом, может быть он хочет быть великим путешественником.
Мы отправляемся с ним в экспедицию, готовим экспедицию заранее и ребенка готовим к экспедиции тоже заранее. Например, мы приезжаем в другую страну – в Италию, мы приезжаем в Рим, мы приезжаем в Венецию, или мы приезжаем в Финляндию – в Пори, в Хельсинки и так далее. И взрослые, которые готовят эти поездки, заранее готовят экспедиции. Экспедиция представляет собой набор заданий, интересных заданий, которые рассчитаны на наблюдательность ребенка – заметить какой-то объект, заметить какую-то деталь на здании, заметить какие-то предметы на детской площадке. Для того, чтобы подготовить такие задания, можно посмотреть, например, на сайт проекта «Бегущий город», сейчас очень многие участвуют в этом проекте – http://www.runcity.org/. И задания в категориях сфинкс, лев в этом проекте, они в чем-то похожи на задания в наших экспедициях. Когда ребенок должен посчитать, например, клумбы в виде звезд, которые располагаются во дворе какого-то дома. Когда ребенок должен заметить рисунок, граффити на стене какого-то здания и сказать, что там нарисовано и так далее. Но мы помимо таких заданий добавляем в экспедиции еще задания, требующие общения, задания, которые нельзя выполнить, не пообщавшись, например, с местными жителями, не задавая им правильные вопросы, задания, ответы на которые невозможно найти в интернете. Например, в одной финской деревушке мы попросили ребят выяснить, кто такой… и дальше шли имя и фамилия человека. Без общения с жителями они бы не узнали, что это уважаемый мэр, руководитель сообщества в этой деревушке.
Кроме того, экспедиции содержат в себе творческие задания. Когда ребятам нужно что-то сфотографировать, отснять какой-то видеосюжет, например, в каком-нибудь музее, или на Староместской площади в Праге, как там часы на Староместской ратуше показывают целый спектакль и так далее. Любая экспедиция, которую мы составляем, должна быть интересна ребятам разных возрастов, потому что у нас туда отправляются дети от 7 лет и до 18. Поэтому, удобно еще и создавать задания для разных возрастных групп, чтобы все были задействованы в решении этих заданий. Но экспедиция не заканчивается только выполнением этих заданий – исследователь обязательно должен готовить отчет. И мы с детьми готовим отчеты в формате презентаций, мы готовим фотоотчеты, мы выпускаем газеты, посвященные этим экспедициям, мы готовим отчеты видео в тех коллективах, которые уже научились снимать видео и монтировать его. И это тянет за собой развитие еще огромного количества других навыков, в том числе навыков презентации, которых не хватает очень многим взрослым, потому что ребята, вернувшиеся из экспедиции должны рассказать о том, как они туда съездили другим, а для этого нужно выступить. Может быть поставить спектакль, может быть сделать научный доклад, может быть презентовать это с помощью видео и так далее.
Но в любом случае, игры, подобные экспедициям, позволяют развивать огромное количество умений, нужных человеку в современном мире.