Квесты и ролевые игры

Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда «Сполох».

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

В последнее время большую популярность получили в том числе и среди взрослых различные квесты, которые предлагают коммерческие организации. Но квест можно придумать и самим, и подготовка квеста не предполагает огромных усилий от организаторов. Квест – это набор задачек, которые решаются последовательно и приводят к какому-то результату. Например, найти клад, например, получить приз, например, выйти из комнаты и так далее.

Как форма развивающей игры, квесты очень успешны в том числе и в деятельности нашего детского разновозрастного объединения. Мы используем квесты для того, чтобы, во-первых, закрепить какие-то навыки. То есть, квест – это своеобразная форма зачета, который получает ребенок по окончании какой-нибудь темы, например. Мы изучали на биологии новую тему, мы составляем квест, выполняя задания которого, в интересной игровой форме, ребенок подтверждает, что он эту тему освоил хорошо. В любых квестах, в том числе и в образовательных квестах организаторы конечно придумывают и подсказки, не всегда человек ответы на все вопросы, или команда ответы на все вопросы находит быстро и самостоятельно. Квесты мы также проводим для того, чтобы в большой игре, большой ролевой игре, например, ребята могли получить какой-то кусочек будущего решения, например, какой-то артефакт, который им поможет выиграть важную битву, или артефакт, который поможет им получить управление над целым районом какой-нибудь сказочной страны.

Квесты мы можем также проводить для того, чтобы подготовиться, например, к походу. Мы определяем, усвоил ли ребенок все навыки, которые ему пригодятся для участия в большом многодневном походе. Мы делаем игру-квест, проходя задания которой он собирает рюкзак, он определяет, какой вес рюкзака ему положен, он на карте находит пункты, через которые пройдет поход, он составляет меню для какого-нибудь приема пищи в походе, он вспоминает, что ему нужно сделать, если товарищ подвернул ногу, он вспоминает, каким узлом можно закрепить на столбе, или на бревне веревку и так далее. И пройдя этот квест, он получает какой-нибудь значок, или получает звание походника, допускается к участию в походе.

Квесты можно использовать и для того, чтобы отметить какой-нибудь праздник с ребенком, для того, чтобы он не просто получил от вас подарок, а для того, чтобы он его заработал. Последовательность заданий, которые он выполняет внутри квартиры, на улице, задания, в которых можно задействовать соседей, друзей, знакомых, в итоге приведут его к подарку, который будет считаться им действительно заслуженным.

Помимо квестов, как формы для усвоения, для проверки усвоения навыков, помимо квестов, как формы просто организации досуга, квесты могут быть частями больших ролевых игр, которые мы тоже активно используем в своей деятельности. В частности, последние годы в скаутском отряде «Сполох» проводятся огромные ролевые игры, которые длятся целый год. Каждый год – это новая тема. В позапрошлом году мы играли в рыцарей, в прошлом году в викингов, в этом году мы играем в миры Гарри Поттера. Участие в таких играх, когда вся деятельность в детском коллективе проходит в этом антураже, проходит с артефактами из этого мира, проходит с использованием терминологии, с использованием знаний об этой эпохе, об этом мире, оказывается гораздо более эффективной в усвоении всех навыков, которые нужны ребенку в коллективе в этом году. Удивительно, но благодаря подобным играм, дети в нашем коллективе стали гораздо больше читать, потому что они увидели во время проведения квестов, что без знания каких-то деталей из книги, без знания каких-то исторических деталей о персонажах, о зданиях и так далее, они не могут выиграть в игре.

Поскольку соревнование, поскольку желание победить – это один из основных двигателей в игре, то проведение подобных игр, которые побуждают в том числе и желание ребенка читать, оно оказывается очень благодатным для развития нашего детского коллектива.