Играем везде

Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда «Сполох».

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Мне очень грустно наблюдать родителей, которые во время драгоценного общения с их ребенком, возможности их общения, тратят свое время на общение с подружками, с которыми они вместе вывели погулять малышей на детскую площадку, на просмотр информации в своем телефоне, или планшете, на иногда даже чтение книги в стороне от ребенка, на то, чтобы заниматься своими традиционными делами и при этом не обращающими внимания на то, чем занят, что интересно их малышу, или даже ребенку постарше. В любой жизненной ситуации, где бы вы ни находились со своим ребенком, стоит помнить о том, что, если он с вами и если ему что-то интересно в вас, не стоит это терять. Когда мы один, другой раз скажем ребенку: «Мне некогда, займись чем-нибудь», — когда мы скажем: «Иди посмотри мультики», — или: «Поиграй в игру на своем Айпаде, или на компьютере», — каждый раз такими словами мы показываем своему ребенку, что он нам не интересен, что у нас есть дела важнее, чем его дела, мысли, проблемы, заботы и потом, когда приходит подростковый возраст, человек может пойти за решением своих проблем совсем не к нам. И мы будем недоумевать, пытаться искать каких-нибудь психологов, или рецепты в книжках, или на сайтах, жаловаться учителям, бабушкам, или знакомым на то, что ребенок замкнулся, на то, что он не хочет с нами больше общаться, на то, что он не рассказывает о том, что его тревожит и не понимаем, что причины этого кроются в самом раннем детстве, в тех примерах, которые я озвучила. В том, что мы когда-то ему сказали: «Иди, займись чем-нибудь».

Даже это «что-нибудь» может быть подготовкой какой-нибудь прекрасной деятельности, которую вы вместе с этим ребенком будете потом осуществлять. Например, мне нужно, чтобы ребенок действительно сейчас позанимался, например, лепкой. Я придумываю игру, я говорю: «Давай мы сделаем с тобой настоящее кино. Давай мы выпустим с тобой мультфильм про твоего любимого лисенка, или енотика. Хочешь?» — «Хочу», — говорит ребенок, ему всегда интересно поиграть в деятельность, которая будет имитировать взрослую деятельность – выпуск мультфильма, этим же занимаются взрослые люди на настоящей киностудии.

— А мы сможем это сделать дома?

— Конечно сможем, но для того, чтобы снять мультфильм про енотика, нужно его сделать. Ты можешь заняться этим? Специальные мастера, художники готовят кукол для того, чтобы их потом снимали в мультфильмах, например, их можно вылепить из пластилина и сделать у них обязательно основу из проволочки, ты помнишь, у нас есть проволочка? Мы можем поставить ее, как основу для персонажа, вылепленного из пластилина. Как ты думаешь, зачем нужна эта проволочка? Для того, чтобы потом можно было двигать этого героя – двигать ему ручки, ножки, хвостик, носик и так далее, для того, чтобы мультфильм получился живым. Ты сможешь сейчас сделать енотика, пока я почитаю/пока я отвечу на письма/пока я что-то приготовлю.

Это только один из примеров того, как можно ребенка занять самостоятельной деятельности в предвкушении какой-то совместной игры. Когда ребенок просыпается, просыпается возможно плохо, не хочет вставать, мы тоже можем поиграть, например, в космонавтов, которые совсем скоро полетят на какую-то планету. И всю дорогу до детского сада мы можем играть в этих космонавтов, но начинается с чего – с того, что космонавт просыпается и должен выйти на сеанс связи с землей, он должен рассказать о том, как функционируют все системы – его и корабля, как он готов к вылету и так далее. А для того, чтобы космонавт хорошо выглядел на камеру, нужно сначала умыться и привести себя в порядок, и мы это делаем, а потом, почему бы не снять на телефон, или на камеру видео, буквально в течение одной минуты почему бы не снять это самое донесение космонавта на землю? И эта игра поможет вам развлечь человека, которому очень не хочется идти в детский сад.

Мы можем играть на кухне, пока мы готовим вместе еду, мы можем, например, говорить про овощи и фрукты, чем они отличаются, мы можем поговорить про вегетарианцев и попробовать найти из продуктов, которые есть на кухне пищу для этих самых вегетарианцев, мы можем пригласить к себе на обед игрушки, которыми любит играть ребенок и подумать, какие продукты для этих игрушек подошли бы. А может быть у вас есть домашние животные и ребенок поможет составить рацион для домашнего животного. Мы можем говорить про формы, мы можем говорить про цвета, мы можем говорить про отличия одной группы предметов от другой. Это посуда, с помощью которой мы готовим, а это посуда, из которой мы едим и так далее. Любой процесс можно превратить в игру. Процесс уборки:

— У тебя много машин, как ты думаешь, когда люди уходят из машин, где должны машины собираться?

— На парковке, в гараже.

— А где у тебя парковка? Где у тебя гараж? А какие у тебя есть машины? А давай расставим их так – легковые машины в одну сторону, а грузовые в другую. А ведь есть еще специальная техника. У тебя есть спец.техника? А какие машины относятся к спецтехнике?

— Пожарная, скорая помощь и так далее.

— У нас есть такие машины? А может быть строительные и прочее.

То есть мы можем организовать даже в процессе уборки развивающую игру, которая будет развивать в ребенке навыки, например, классификации предметов, навыки отличать один предмет от другого, одну группу предметов от другой и подобные игры можно придумать, как для самых маленьких детей, так и для ребят постарше.

Когда мы едем в машине, мы играем с моими детьми в переводчиков, например, или мы играем в игры на наблюдательность – кто больше желтых машин посчитает – достаточно распространенная игра. Но если я водитель и я не могу отвлекаться я могу попросить ребенка составить маршрут. Мы едем в незнакомое место, например, мы едем в какой-нибудь детский центр, посмотреть, какие там есть кружки. «Надо запомнить дорогу, ты можешь мне помочь запомнить дорогу, как штурман? А знаешь, как работает штурман? Он считает повороты, сколько поворотов налево, направо и потом составляет маршрут на карте». Мне не трудно после такого задания открыть карту в Яндексе, или в Гугле и вместе с ребенком попробовать воспроизвести этот маршрут. Он выполнил полезное дело – он составил маршрут, а если этот маршрут совпал с маршрутом карты – вообще здорово.

Это я говорила с вами об играх с одним ребенком, гораздо интереснее играть, в любых пространствах, когда детей несколько. Когда у вас несколько детей, или, когда вы работаете с детским коллективом. Мне всегда грустно смотреть на детские группы, которые на вокзале сидят на рюкзаках в ожидании поезда, а взрослые стоят и занимаются своими делами и не придумывают какие-то виды деятельности, которые ребятам были бы интересны, начиная с подготовки к поездке и игры в планирование поездки и заканчивая играми на развитие внимания, на развитие коммуникационных навыков и так далее. О таких видах игр я хотела бы поговорить в других фрагментах своей лекции.