Развиваем память и внимание

Татьяна Иостман, руководитель скаутского отряда «Сполох».

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Память и внимание – это то, на что больше всего жалуются школьные учителя. Но не только на это и не только они. Для родителей тоже очень важно, чтобы ребенок внимательно относился, как к общему, так и к деталям любых процессов и объектов и родителям тоже очень важно, чтобы он запоминал как минимум их инструкции, когда отправляется в магазин, или во сколько он должен вернуться из школы.

Когда мы в скаутском отряде думали о том, как нам в ребятах развивать эти навыки, конечно же мы подобрали большое количество игры развивающих память и внимание. Но детям было скучновато в них играть. Ну, найди, чем должен продолжаться числовой ряд, найди, что общего в этих двух картинках. Все вы прекрасно знаете и видели кучу книжек с такими заданиями, развивающими память и внимания. Детям предлагают подобные упражнения и в детском саду, и в начальной школе. Мы придумали контекст для таких игр, мы назвали их играми разведчиков. Вместе с детьми – младшими детьми в возрасте до 12 лет мы определили, что, какие качества должен развивать в себе настоящий разведчик. Почему разведчик – «скаут» в переводе на русский – это разведчик, это человек, который исследует для себя мир, который живет в мире с людьми и с природой, который любопытен и которому интересно все, что его окружает – настоящий разведчик. Что должен уметь разведчик? Он должен как раз быть внимателен к деталям, он должен понимать, почему происходит что-то так, а не иначе, он должен уметь отличать размеры предметов для того, чтобы рассказать, насколько далеко они находятся, он должен понимать какое расстояние ему нужно пройти до какой-то точки, которую он видит далеко, ему нужно запомнить картинку, которую он видел, когда ходил на разведку, чтобы потом рассказать всей группе в походе, как дойти до нужного места и так далее.

И вот после того, как прошла вводная беседа и мы определили с ребятами, что же должен развивать в себе настоящий разведчик, мы и начали уже с гораздо большим энтузиазмом заниматься играми разведчиков. Практически на каждом отрядном занятии в сборе. А также везде, где мы с ребятами вместе находимся, когда мы едем в электричке в поход, когда мы сидим в аэропорту в ожидании самолета, когда мы, приехав, например, в другую страну, в Италию, в Финляндию, когда мы добираемся до места, мы все время играем в разведчиков.

Какие навыки и какие игры мы с ними отрабатываем? Первый тип игр – это игры на запоминание в пространстве. Ребенок должен понимать, что находится левее, а что правее. Если он работает с картой, например, он должен понимать, где на карте север, а где юг и как описать маршрут, как добраться из одной точки в другую. Например, тебе нужно пройти 200 м на юг, потом повернуть на северо-запад и так далее. Но ведь можно разговаривать про маршруты и по-другому, и читая карту ребенок может пользоваться не такими понятиями, как стороны света – север, юг, запад, восток, а «налево», «направо» и это будут совсем другие направления относительно ребенка. Эти игры мы условно называем играми на пространственное воображение. Начинаем с простого, с игры в муху. Представьте себе комнату, как будто бы вы смотрите на нее сверху. Представьте, что комната разбита на квадратики. Ширина комнаты и ее длина – это три квадратика. Представьте себе, что в одном из этих квадратиков сейчас сидит муха, я не знаю в каком, вернее, не буду вам об этом говорить. Вы будете гонять муху по комнате. Каждый человек может сказать, куда она полетит – влево, вправо, вверх, или вниз. И кто первым догадается, в каком же квадратике находится муха. Мы начинаем с пространства 3 на 3, потом увеличиваем его до 5 на 5, а ребята, которые достигли возраста 11-12 лет, они гоняют муху уже в трехмерных пространствах, в которых есть перегородки и лабиринты и это очень здорово помогает нам развивать эти способности.

Другая игра – игра Кима, так она называется традиционно у скаутов, когда мы показываем человеку в течение одной минуты набор из 24 предметов, которые расположены относительно друг друга на столе, или в комнате, или на детской площадке и, посмотрев на них минуту, человек должен воспроизвести картинку на словах, или нарисовать ее условно на бумаге. Для того, чтобы ребенок в нашем отряде получил зачет по этому навыку, он должен запомнить расположение хотя бы 20 предметов из 24.

Еще одна игра разведчиков, которой мы пользуемся, мы условно называем ее «счетчики». Когда нужно на листочке бумаги, или где-то в пространстве найти подряд написанные числа, например, от 1 до 25 и сделать это как можно быстрее. Мы используем такие игры в том числе для того, чтобы разведчик мог открыть комнату с помощью кодового замка, а шифр – это числа, названные вслух и показанные на схеме кодового замка от 1 до 25. Ребенок в возрасте до 10 лет у нас должен находить числа от 1 до 25 за 40 секунд. Это не просто, попробуйте сами. В интернете достаточно много подобных схем с числами, которые нужно быстро находить на листе бумаги, в том числе до 100, до 200 и это очень интересно и взрослым в том числе. А ребенку помогает развивать навыки внимательного поиска различных предметов, в данном случае цифр на листочке. Мы работаем и с римскими цифрами, мы работаем и с различными шифрами, которые очень любит у нас преподавать один из инструкторов и это тоже очень здорово развивает детей.

Мы предлагаем также им запоминать слова, произнесенные вслух. Мы считаем, что из 10 произнесенных слов ребенок должен запомнить хотя бы восемь – это очень полезно и для родителей в том числе. Развивать этот навык можно еще и так, когда ребята сидят в кругу, они составляют историю вместе – первый называет первое слово истории, второй повторяет это слово и называет свое, к концу круга получается действительно целая история. Это тоже помогает развивать память детей. Про все игры в одном небольшом лекционном блоке, наверное, не расскажешь, но идеи, которые я вам озвучила, они очень здорово в любой ситуации жизненной воплощаются. Мы можем играть в разведчиков на улице, в дороге, на детской площадке. Также хочу обратить внимание, что к этим играм можно отнести и игры, которые называют «данетками», когда человеку описывается ситуация и он может уточнить решение этой ситуации, задавая только вопросы, на которые можно ответить «да», или «нет». И количество этих вопросов должно быть ограничено.