Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Юстиниан оставил свое государство в плачевном состоянии. Это была внешне блестящая огромная империя, которая изнутри прогнила. Крестьянство и широкие слои городского населения были разорены непосильными налогами. Население ненавидело империю за ее грубую религиозную политику. Казна оказалась пуста. Армия в полном раздрае, вплоть до того, что нечем было платить жалованье солдатам. Ближайшие преемники Юстиниана: его полусумасшедший племянник Юстин, правивший с 565 по 578 год, его преемник Тиберий Константин, правивший до 582 года, занимались лишь тем, что с трудом латали дыры на теле имперской государственности.
На севере империи, на Дунае появился новый страшный враг – Аварский каганат, который подчинил всем местные тюркские племена, взял под контроль славянские племенные союзы и стал все более и более настойчиво вторгаться на имперские территории. По сути, полоса границ в Придунавье была разрушена. Славянские отряды бесконтрольно проникали на Балканы, вплоть до Пелопоннеса и Коринфа. На европейских территориях Восточной Римской империи образовалось несколько реально не контролируемых Константинополем славянских территорий – склавений, как их называли авторы той поры. Оказалось, что удержать территории, завоеванные Юстинианом на западе, также невозможно.
Уже через несколько лет после окончания готской войны в Италию начинается переселение восточногерманского племени лангобардов под началом короля Альбоина. Разоренная длительным конфликтом Италия, защищаемая лишь небольшими контингентами восточно-римской армии, ничего не может сделать с захватчиками. А императорские войска, постоянно занятые на Дунае и на восточной границе с Персией, отношения с которой тоже ухудшаются, просто не высылаются туда. По сути, к 560 году значительная часть Италии была потеряна, остается лишь округ вокруг Равенны, Рим, Сицилия и южные области Италии.
Отношения с Сасанидским Ираном также испорчены, причем во многом из-за чрезвычайно заносчивой дипломатической линии Юстина II. Он отказывается выплачивать персам причитающиеся им донативы, не посылает причитающиеся подарки, в итоге это приводит к возобновлению войны, которая продлится с небольшими перерывами до 591 года. На оборону восточных границ опять же тратятся огромные средства.
Ко всему прочему территории империи подвергаются постоянным вспышкам эпидемии чумы, которая к началу VII века истребляет до четверти населения Средиземноморья.
Попытки хоть как-то исправить ситуацию, предпринимает император Маврикий, правивший с 582 по 602 год. Император начинает вести строгий режим экономии средств, резко сокращает жалованье солдатам и чиновникам, отступается от идущей еще с диоклетиановских времен традиции разделения гражданской и военной власти. Понимая, что дальние рубежи империи без соединения этих двух ветвей власти не удержать, он создает военные округа – экзархаты в Африке и Италии.
Успешно идут дела Маврикия на восточном фронте. Он заключает союз с тюркским каганатом – новой силой, появившейся в степях Центральной Азии, и вместе с ним выступает против персов.
Положение восточных римлян – византийцев улучшается в связи с тем, что в Сасанидском Иране идет гражданская война за персидский трон. По сути, Маврикий всего лишь поддерживает одного из претендентов – Хосрова II Парвиза и в итоге завоевывает для него отеческий престол в Ктесифоне. В благодарность Хосров Парвиз уступает Византийской империи обширные территории в северной Месопотамии и Армении. По сути, Византия получает все то, за что она воевала на протяжении двух столетий. Решив проблему с персами, Маврикий перебрасывает все войска за Дунай, и ему удастся оттеснить авар, славян за эту великую реку. Дунай снова провозглашен границей империи, но это были последние успехи Маврикия.
Скупость Маврикия приводила к постоянным солдатским бунтам и мятежам, и вот в 602 году армия, посланная за Дунай и принужденная остаться там на зимовку, поднимает мятеж. Во главе этого мятежа становятся грубый солдат Фока. В столице мятеж поддерживают городские низы, недовольные чрезвычайно жесткой фискальной политикой императора Маврикия. Император бежит из города, но в итоге будет пойман сторонниками узурпатора Фоки и казнен. Вместе с ним будет истреблена вся его семья.