Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
В традиции Русской православной Церкви один из самых теплых церковных праздников – это Покров пресвятой Богородицы 14 октября, когда вспоминают об историческом событии, происшедшем в Константинополе в IX веке, о заступничестве Божьей Матери, переживают религиозно то, что видел святой Андрей, как мы поем «на воздухе» – Покров пресвятой Богородицы над всеми верующими. Но быть может, менее известный факт для по крайней мере восточных христиан о том, что и в западной церкви в настоящий момент, в городе Шартре находится святыня, которая связана с пресвятой Богородицей, которая называется также – покров. По-французски: «saint voile» – святая вуаль. Вуаль – это покров. История обретения этой святыни и то, как она оказалась в Шартре, она в каком-то смысле слова объединяет пространство единой Церкви, потому что оказывается эта святыня там в IX веке, я имею в виду город Шартр, покров пресвятой Богородицы и связана непосредственно с Божьей Матерью и о нем упоминание, как в восточных источниках, так и разумеется в западных.
Итак, что же это за святыня и как она оказалась в Шартре? В описании Феофана Хрониста говорится о том, что два патриция в V веке совершали паломничество в Константинополь. Там по дороге они остановились в доме у женщины, которая их приняла на ночлег и у нее они увидели некий ковчег – деревянный ящик – окруженный особым вниманием, светильниками. Когда они спросили, что же это такое, эта женщина ответила, что это непосредственно та верхняя часть одежды, покров пресвятой Богородицы, в котором Божья Матерь была во время благовещения и по преданию также во время Рождества Спасителя. Молодые люди были очевидно ветреные и обладали к тому же, как мы говорим, магическим сознанием, им очень захотелось этой святыней завладеть. И после паломничества в Иерусалим, они сделали копию того ковчега, который был у этой женщины, подменили его, привезли в Константинополь, жили они на территории нынешнего района Влахерны, где был потом Влахернский храм Божьей Матери и именно там один из этих молодых людей заболел, видимо придя в себя он осознал, покаялся, что сделал что-то не то и эта история стала известной на уровне патриарха и императора. Эта святыня с тех самых пор находилась в храме пресвятой Богородицы во Влахерне.
Дело в том, что в конце VIII века, во время, когда еще был иконоборческий кризис в Византии и императрица Ирина, которая хотела восстановить почитание святых икон и иных святынь, она очень нуждалась в поддержке Запада. Именно в это время в период между 781 и 787 годом наиболее были достаточно тесные отношения между Западом и Востоком, более того, дочь Карла Великого Ротруда была помолвлена с будущим императором Византийским – Константином, то есть сыном Ирины. Ротруде было восемь лет, Константину было 13, но к Ротруде приехали из Византии учителя, которые быстро научили ее греческому языку, она вообще была очень смышленой девочкой, а когда выросла, стала одной из самых образованных женщин на Западе. Она писала письма, у молодых людей потом завязалась переписка, Константин в нее влюбился и действительно только по политическим соображениям этот брак, который мог быть счастливым, так и не состоялся. Но в этот период на Западе оказываются не только учителя греческие, но и святыни, потому что это период, когда Карл становится постепенно единственным правителем объединенной Европы. Он объединяет Европу, он заканчивает, по крайней мере внешне, христианизацию Европы, при нем как раз завершается обращение саксов, и он нуждается и почитает святыни. На Западе как раз иконоборчества тогда не было. И когда в период этих переговоров не только какие-то подарки и переписка, но и святыни в качестве дипломатии, по просьбе естественно западной стороны, совершенно добровольно были из Константинополя перевезены на Запад. И по крайней мере уже латинский источник указывает о том, что сначала эта святыня находилась в монастыре в Джантуе, где игуменьей была дочь Карла Великого. Потом уже в IX веке во время одного из нападений на город Шартр норманн, а Шартр был достаточно процветающим городом, очень известным, еще с римских времен и когда город был разорен норманнами, жители, находясь в достаточно угнетенном состоянии, и епископ города, стали просить уже у внука Карла Великого, чтобы эта большая святыня, связанная с пресвятой Богородицей, а надо сказать, что жители Шартра Божью Матерь как-то исторически особым образом почитали, была дарована их городу в качестве утешения и как даже может быть некая мотивация для восстановления города и защиты города от последующих набегов норманн. И эта святыня была им передана. Как только эта святыня оказывает в Шартре, город Шартр становится одним из самых известных на паломнической карте сначала Франции, а потом и Западной Европы.
Уже в 911 год происходит общественное чудо, когда отряд свирепых норманн под руководством Хрольфа Пешехода (пешеходом его называли потому, что он обладал таким ростом, что даже когда сидел на лошади, его ноги близко к земле болтались и казалось, что он идет на лошади), который хотел штурмовать и разорить город и в это время епископ вместе с жителями помолившись возложил эту святыню – покров пресвятой Богородицы на стену города и с норманнами произошло что-то необычное, до и после этого случая ни разу такого не было, они сами без всяких видимых причин, просто-напросто стали от города отходить. И впоследствии сам Хрольф свидетельствовал о том, что и он, и его воины видели некую золотую жену на стенах города, которая своим видом настолько их привела в трепет, что они решили с городом не связываться и отступить. А самое главное то, что он, этот человек крестился. Он принял крещение, принял Христа и король франков дал ему северную область, где норманнам викингам было очень уютно. Она до сих пор называется Нормандия. Так начиналось в том числе и обращение этого очень беспокойного племени в христианство.
Жители города конечно были настолько благодарны и изумлены, что построили великолепный собор, сначала романский, посвященный пресвятой Богородице, а потом, после пожара, когда, кстати казалось, что святыня потеряна навсегда, она осталась в храме, думали, что она сгорела, но она чудесным образом опять же не была даже затронута пламенем – это было еще одно чудо, которое было известно всем в Европе и в конце XII века начинается строительство первого готического собора, посвященного Пресвятой Богородице, именно конкретно, когда стали строить по особому плану. Это один из самых лучших соборов, который был водружен, причем построен он был в очень короткие сроки. В 1260 году он был освящен и до сих пор этот собор сохраняет один из лучших в мире витражных ансамблей. Там может быть одни из самых лучших в мире витражи сохранились в Шартре и все это посвящено естественно пресвятой Богородице.
Многочисленные чудеса, которые проистекали от плата Божьей матери конечно могли сыграть плохую службу во время французской революции, когда была объявлена борьба не только против Бога, клириков и монархистов, и роялистов, и священников, но и против святынь. И уже после французской революции, когда все это безумие закончилось, она снова занимает свое место достойное в соборе, а в XX веке более того, она была исследована.
Понятно, что специалисты по ткани пытались установить, что это за ткань, какая технология плетения, изготовления этой ткани и попытались определить возраст. Надо сказать, что согласно заключению этой комиссии возраст ткани очень древний, вполне возможно I век, само плетение ткани, изготовление соответствует палестинским тканям, которые изготовляли в Палестине до III века и в целом, видимо, комиссия находилась под таким очень сильным все равно впечатлением, что когда был результат экспертизы, приводили заключение и результат экспертизы, то очень эмоционально написали о том, что не найдено ни одного факта, который противоречил, опять же, тому убеждению, что эта материя могла находиться на пресвятой Богородице в день Благовещений, или Рождества, то есть могла принадлежать Божьей Матери.
Наверное, для нас самым главным является тот факт, что Шартр в настоящий момент открыт не только для западных паломников, но имеется возможность и молиться перед этой святыней, для православных паломников открывают врата и они имеют возможность согласно православной традиции не только молиться и видеть, но и приложиться к этой святыне. И, наверное, самым радостным является факт, что 14 октября в самый теплый праздник православный, там, это уже стало традицией, совершается рядом с платом православная литургия в день Покрова Пресвятой Богородицы, который таким интересным образом соединяет и Запад и Восток.